Глава 1. Общее учение о государстве
Раздел I. Основы общей теории права и государства
Предисловие
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
Курс лекций
Редактор Ю.Н. Деркач
Технических редактор И.А. Борисов
Компьютерная верстка Е.Ю. Прудникова
Корректор А.Л. Церковский
Подписано в печать. Формат бумаги 64х84 1/16.
Бумага типографская №2. Гарнитура. Усл. печ. листов.
Уч.-изд. л.. Тираж экз. Заказ №.
Налоговая льгота – Общегосударственный классификатор
Республики Беларусь ОКРБ 007-98, ч.1.; 22.11.20.600
Витебский государственный медицинский университет.
Лицензия ЛВ № 91 от 13.12.02.
210602, Витебск, Фрунзе, 27
Отпечатано на ризографе в Витебском государственном
медицинском университете.
Лицензия ЛП № 326 от 05.01.99.
210602, Витебск, Фрунзе, 27
Тел. (8-0212) 246256
Переплет изготовлен в РИПЦ ВГМУ
Автор:
Репин Радислав Радикович, студент III курса Северо-западного (г. Санкт-Петербург) филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»
|
|
Предисловие. 4
Раздел I. Основы общей теории права и государства. 5
Глава 1. Общее учение о государстве. 5
§ 1. Понятие и признаки власти. 5
§ 2. Происхождение государства и типология государств. 6
§ 3. Понятие и признаки государства. 10
§ 4. Формы государства. 14
§ 5. Функции государства. 22
§ 6. Механизм государства. 24
§ 7. Правовое государство. 26
Глава 2. Общее учение о праве. 28
§ 1. Происхождение права. 28
§ 2. Понятие и основные признаки права. 31
§ 3. Понятие правовой нормы.. 34
§ 4. Понятие источника (формы) права. 41
§ 5. Понятие правовой системы.. 49
§ 6. Понятие системы права. 53
§ 7. Понятие системы законодательства. 57
§ 8. Понятие правотворчества. 59
§ 9. Понятия реализации права и правомерного поведения. 61
§ 10. Понятие правовых (юридических) отношений. 62
§ 11. Понятия правонарушения и юридического принуждения. 64
Раздел II. Общее учение о публичном праве. 69
Глава 3. Основы российского конституционного права. 69
§ 1. Понятие, предмет и метод конституционного права и его система. Источники конституционного права Российской Федерации. 69
§ 2. Основы конституционного строя Российской Федерации. 78
§ 3. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. 81
§ 4. Федеративное устройство Российской Федерации. 88
§ 5. Конституционное гуманитарное право. 93
§ 6. Президент Российской Федерации. 96
§ 7. Федеральное Собрание Российской Федерации. 102
§ 8. Правительство Российской Федерации. 108
§ 9. Судебная система и прокуратура Российской Федерации. 111
|
|
§ 10. Государственная власть в субъектах Российской Федерации. 115
§ 11. Местное самоуправление в Российской Федерации. 117
Глава 4. Основы российского административного права. 119
§ 1. Понятие, предмет и метод административного права, его система. Источники административного права Российской Федерации. 119
§ 2. Административное правоотношение. 125
§ 3. Публичная служба и публичные должности. 127
§ 4. Административно-деликтное право. 130
Глава 5. Основы российского уголовного права. 133
§ 1. Понятие, предмет и метод уголовного права, его система. Источники уголовного права Российской Федерации. 133
§ 2. Понятие преступления. 136
§ 3. Понятие наказания и иных мер уголовно-правового воздействия. 144
Глава 6. Основы российского процессуального права. 149
§ 1. Основы конституционно-процессуального права. 149
§ 2. Основы уголовно-процессуального права. 149
§ 3. Основы гражданско-процессуального права. 149
§ 4. Основы административно-процессуального права. 149
Раздел III. Общее учение о частном праве. 150
Глава 7. Основы российского гражданского права. 150
§ 1. Понятие, предмет и метод гражданского права, его система. Источники гражданского права Российской Федерации. 150
§ 2. Гражданское правоотношение. 160
§ 3. Граждане (физические лица) 161
§ 4. Юридические лица. 165
§ 5. Объекты в гражданском праве. 171
§ 6. Сделки. 172
§ 7. Сроки и исковая давность. 172
§ 8. Основы вещного права. 172
§ 9. Основы обязательственного права. 172
§ 10. Гражданско-правовые правоохранительные меры.. 172
Глава 8. Основы российского семейного права. 172
§ 1. Понятие, предмет и метод семейного права, его система. Источники семейного права Российской Федерации. 172
§ 2. Понятие брака. 172
§ 3. Права и обязанности родителей и детей. 172
§ 4. Алиментные обязательства членов семьи. 172
§ 5. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. 172
Глава 9. Основы российского трудового права. 172
§ 1. Понятие, предмет и метод трудового права, его система. Источники трудового права Российской Федерации. 172
§ 2. Трудовые правоотношения. 172
§ 3. Занятость и безработица. 172
§ 4. Трудовой договор. 172
§ 5. Рабочее время и время отдыха. 172
§ 6. Заработная плата. 172
Раздел IV. Основы международного права. 172
Глава 10. Основы международного публичного права. 172
§ 1. Понятие международного публичного права и его система. 172
§ 2. Важнейшие международные документы.. 172
§ 3. Субъекты международного права. 172
§ 4. Европейский Суд по правам человека. 172
Глава 9. Основы международного публичного права. 172
§ 1. Понятие международного публичного права и его система. 173
§ 2. Важнейшие международные документы.. 173
§ 3. Субъекты международного права. 173
§ 4. Европейский Суд по правам человека. 173
Современное российское общество переживает непростой этап в своем развитии. За предыдущие годы граждане нашего Отечества не были способны должным образом отстоять свои права и достичь желаемой справедливости. Это объяснялось многими причинами: несовершенством советской системы управления, недостаточным уровнем правовой грамотности населения, жесткой идеологизацией общественной жизни и всеобщим отрицанием права. С переходом России в новую эпоху, в эпоху рыночных преобразований, эпоху провозглашения демократии и основных прав и свобод человека серьезным стал вопрос о юридическом образовании в России. Современное юридическое образование сочетает в себе традиции дореволюционного и советского правоведения, а также новации современных научных правовых школ.
Конечно, ни для кого не секрет, что сегодняшняя система государственного управления несовершенна, а закон зачастую претерпевает различные антиправовые привхождения вследствие политических предпочтений отдельных кругов, однако это не является поводом или оправданием для отрицания роли права в обществе. Напротив, это является своеобразным вызовом для каждого гражданина, призывом для борьбы за свои права. Все это также подталкивает правоведов к еще более усердной работе в сфере формирования правовой грамотности населения и воспитания подлинного Гражданина своего Отечества. Каждый уважающий себя гражданин Российской Федерации должен обладать базовым уровнем юридических знаний с теми целями, чтобы уметь эффективно защищать свои права и вносить свой вклад в строительство подлинно демократического общества.
|
|
Между тем, российская действительность такова, что исторически право никогда не занимало доминирующей позиции в жизни российского общества. Учитывая особый исторический путь, евразийский путь российской государственности, нахождение России на стыке двух цивилизацией – западной и восточной, важно всегда иметь в виду, что право не может и не должно являться культурной доминантой. Право наряду с моралью, обычаями и традициями должно играть свою особую роль, которая по своему значению не меньше и не больше, чем роль иных общественных регуляторов.
Настоящий курс рассчитан в первую очередь на учащихся старших классов средних образовательных учреждений, которые готовятся к поступлению на юридические, социологические или политологические факультеты, а также для всех тех, кто интересуется вопросами права. Материал настоящего курса содержит как основные, базовые знания, так и более глубокие знания из дореволюционных, советских и современных научных разработок.
Автор выражает искреннюю уверенность в том, что настоящий курс поможет наиболее обстоятельно изучить правовую материю, позволит глубже понять смысл и назначение правовых явлений, а также позволит приобрести читателю базовые знания в сфере юриспруденции.
Перед изложением материала хотелось бы пожелать удачи читателю в освоении такой многогранной и благородной науки как правоведение. Автор выражает искреннюю благодарность своим учителям, а также всем тем, кто активно поддерживал его в написании настоящего курса.
|
|
Любой человеческий коллектив, даже самый простой и небольшой, предполагает наличие определенной организации и управления. Достаточно взять, например, школьный класс – в нем легко можно выделить тех учеников, которые обладают определенными обязанностями по отношению к остальным одноклассникам. Например, староста класса может быть обязан вовремя ставить в известность одноклассников о возможных мероприятиях, о необходимости выполнения поручений учителей и т.п. При этом статус старосты не ограничивается исполнением лишь определенных обязанностей по отношению к одноклассникам, а также включает возможность предъявления определенных требований к ним, следовательно, обладает определенным комплексом прав. Например, тот же староста вправе потребовать соблюдения тишины на уроке или выполнения дежурными по классу уборки в назначенный срок. Таким образом, даже на уровне обычного школьного класса в своеобразной форме можно выявить такое явление как власть, являющуюся одной из центральных понятий наук государствоведения и политологии.
Разумеется, приведенный пример является ничем иным, как простой иллюстрацией того, что человек в силу своих биологических и социальных характеристик[1], даже на самом низком, элементарном уровне стремится к самоорганизации. По мере усложнения внутренней структуры человеческого коллектива (появления многообразных видов и форм взаимоотношений членов коллектива, вовлечения в эти отношения экономических элементов, установления определенной иерархии внутри коллектива) усложняется и организационная, властная структура.
Феномен власти многообразен и многогранен. Власть может проявляться по-разному в различных общественных сферах, она может быть государственной, политической, информационной, религиозной, семейной или выражаться в иных сферах жизни общества.
Как уже было замечено выше, любое человеческое сообщество обладает определенной внутренней структурой, где одни индивиды занимают доминирующее, властное положение, а другие – подчиненное.
Итак, можно прийти к выводу, что власть имеет такое неотъемлемое свойство как возможность и способность лица или группы лиц навязывать другим свою волю и принуждать их к исполнению своей воли.
Однако не стоит ассоциировать власть с чем-то негативным, деспотичным, тоталитарным. Власть может обладать различным содержанием. Современные науки государствоведения и политологии указывают, что власть может основываться на различных методах. Основными методами осуществления власти выступают демократический метод и авторитарный метод.
Суть демократического метода заключается в том, что власть осуществляется с согласия, по воле подвластных людей. Любое требование властвующих к подвластным продиктовано необходимостью достижения цели общего блага – блага для всех и для каждого в отдельности. Власть предержащие обладают властными полномочиями именно по воле, с согласия подвластных людей. Таким образом, возможность принудительного исполнения каких-либо требований производно от воли подвластных, продиктовано их желаниями и устремлениями. А значит, все действия, совершаемые властвующими, должны быть направлены исключительно на благо подвластных людей. В противном случае подвластные неизбежно предпримут попытки для смены властвующей элиты.
Смысл авторитарного метода заключается в том, что, как правило, власть основана на насильственных, принудительных методах. Такая власть может быть установлена путем насильственного захвата или обмана. Власть, основанная на авторитарных методах, является, по сути, инструментом в руках властвующих, причем таким инструментом, который в первую очередь обслуживает различные индивидуальные интересы именно самих властвующих. При этом мнение подвластных, как правило, не учитывается, а если и учитывается, то делается исключительно для того, чтобы не допустить крупных социальных конфликтов.
Таким образом, власть – это реальные возможность и способность определенных лиц (властвующих) воздействовать на поведение других лиц (подвластных), принуждать их к исполнению определенных обязательных требований и применять санкции к нарушителям за их неисполнение.