Понятие и признаки государства. Исследованию государства посвящено множество различных трудов как древности (Лао-Цзы, Конфуций в Китае

Исследованию государства посвящено множество различных трудов как древности (Лао-Цзы, Конфуций в Китае, Хаммурапи в Индии, Сократ, Платон, Аристотель в Греции), так и современности. Само по себе такое общественное явление как «государство» является, с одной стороны, достаточно изученным, с другой – слишком многоаспектным для приобретения о нем исчерпывающих знаний. Изучением феномена государства занимаются, прежде всего, юристы, политологи, социологи и философы.

Что такое государство? С точки зрения этимологии слово «государство» происходит от древнерусского «государь», которое, в свою очередь, восходит к «господарь» и далее к слову «господь», что лишний раз указывает на верховенство государства среди других человеческих союзов.

В юридической науке предложено множество различных определений понятия «государство», однако ни одно из них так и не является общепринятым. Подобные определения порой противоречат друг другу, поскольку, во-первых, по-разному воспринимаются учеными вследствие их идеологических предпочтений. Во-вторых, вследствие сложности и многогранности самого изучаемого явления. Например, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) определял государство через общее благо. Выдающийся английский философ Томас Гоббс (1588-1697) определял государство как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Известный дореволюционный русский правовед Н.М. Коркунов (1853-1904) так определял государство: «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». В советский период давалось следующее определение государства, основанное на трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Во избежание «идеологизации» науки следует учесть мнение выдающегося современного ученого-правоведа М.Н. Марченко: «В последние десятилетия классовая тональность в определениях государства стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и общечеловеческий подход. Отказываясь от одной крайности, авторы впадают в другую не менее искажающую действительность крайность».

Современная наука, свободная от идеологических клише, основываясь на выработанных в течение длительного времени определениях, предлагает новое, современное понятие государства.

Для наиболее полного понимания явления государства нужно более детально и тщательно рассмотреть его признаки, а затем раскрыть их. При этом каждый признак сам по себе уникален и необходим для характеристики понятия и исключение любого из них просто-напросто не позволит раскрыть сущности государства.

Признаки государства
Аппарат управления и принуждения Нормирование жизни общества   Суверенитет   Территория   Население   Казна

Таблица 3. Признаки государства

Аппарат управления и принуждения представляет собой определенную группу профессиональных управленцев, деятельность (профессия) которых заключается в обеспечении управления всеми подвластными. Эти должности лица могут занимать различными способами, например, путем избрания, назначения, захвата, наследования.

Возвращаясь к началу изложения настоящей темы, необходимо отметить принципиальное отличие государственной власти от власти политической и ввести такие понятия как легальность и легитимность. Рассмотрение и сравнение государственной и политической власти в контексте такого признака государства как аппарат управления и принуждения необходим, поскольку деятельность аппарата власти реализуется в форме осуществления именно государственной власти.

Государственная власть обладает верховенством по отношению ко всем иным видам власти. Именно ей присуще монопольное издание общеобязательных правил поведения, именно она способна пресекать любые общественные волнения, преследовать и наказывать нарушителей. Государственная власть всегда легальна. Это означает, что лица, осуществляющие действия принудительного характера, проводят их в соответствии с законом: они руководствуются законом при замещении тех или иных должностей, они руководствуются законом при осуществлении своей деятельности. Однако, несмотря на свою легальность, государственная власть не всегда может быть легитимна. Под легитимностью понимается признание подвластным населением власти над собой, принятие такой власти и готовность ей подчиняться. По сути, легитимность является своего рода мерилом, лекалом доверия к власти. Постоянные народные волнения, бунты и восстания свидетельствуют о низком уровне легитимности. В таких условиях власть вынуждена прибегать к жестким методам и формам воздействия, что, как правило, приводит к еще большему снижению уровня легитимности и может привести в итоге к государственному перевороту.

Понятие политической власти в первую очередь связано именно с легитимностью. Политическая власть – это способность и возможность определенной группы лиц воздействовать на поведение других групп людей (части населения или на все население). Показательным является следующий пример из истории Отечества. После свержения монархии в России, отречения Николая II и цесаревича Алексея 2 марта 1917 года от престола государственная власть перешла к Временному правительству. Параллельно с деятельностью Временного правительства свою деятельность начал Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который пользовался значительной поддержкой в обществе, то есть обладал политической властью. По ходу развития событий 1917 года Временное правительство все больше теряло свою легитимность, Советы, напротив, получали все большую популярность в народе, что привело в итоге к захвату ими власти и провозглашению нового порядка.

Аппарат власти и принуждения может иметь различную структуру. Однако классическим вариантом структуры аппарата власти и управления является включение в него органов законодательной, исполнительной, судебной и контрольно-надзорной властей. То есть аппарат власти и принуждения состоит из целого набора различных органов и организаций государства: парламента, правительства, министерств, силовых служб, тюрем, армии и других органов и организаций.

Нормирование жизни общества. Издание компетентными органами государства общеобязательных правил поведения является необходимым элементом установления порядка в государстве. Нормирование жизни общества может происходить различными путями: путем принятия и введения в действие законов, установления единой идеологии, провозглашения политического курса и другими способами. Однако главным способом нормирования жизни общества выступает именно правотворчество, речь о котором будет вестись в параграфе 8 главы 2 настоящего курса.

Суверенитет является одним из ключевых признаков любого государства. Суверенитет (от французского souverainete — верховная власть) представляет собой верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в отношении внешних политических сил (государств и международных организаций). Верховенство государства заключается в возможности издания общеобязательных правил поведения на своей территории в отношении своего населения, а также в возможности обеспечения законности и правопорядка.

Суверенитет может быть полным, ограниченным или формальным.

Виды суверенитетов
Полный суверенитет   Ограниченный суверенитет Формальный (фиктивный) суверенитет
  Принудительный Добровольный  
       

Таблица 4. Виды суверенитетов

Полный суверенитет подразумевает подлинное верховенство государства и его независимость. Большинство современных государств обладают полным суверенитетом.

Формальный (фиктивный) суверенитет имеет место тогда, когда он формально провозглашается, но на деле государству навязывается и диктуется воля извне. Например, влияние сверхдержав (США и СССР) в годы холодной войны на государства, имеющих членство в блоках НАТО или Варшавского договора.

Ограниченный суверенитет может быть принудительным, например, в отношении побежденного в войне государства (вспомним соглашение государств-участников Потсдамской конференции в отношении побежденной во Второй мировой войне Германии), а также добровольным, когда государство ограничивает свой суверенитет по договоренности с другими государствами для достижения общих целей (например, Георгиевский трактат 1783 года о покровительстве Российской империи в отношении Грузинского царства).

Территория и население являются неотъемлемыми признаками любого государства. Территорией государства является пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

Территория государства
Сухопутная территория Суша в пределах границ, а также недра земли на технически доступную глубину
  Водная территория Внутренние воды (реки, озера моря в пределах государственной границы) и территориальные воды (участки воды, прилегающие к берегу государства – 12 морских миль)
  Воздушная территория Воздушный столб над сухопутной и водной территорией государства (формально высота не ограничена, но фактически ограничена 100 км)
  Специальная территория Морские и воздушные суда, космические корабли и станции под флагом государства, а также территории дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом

Таблица 5. Характеристика территории государства

Во-первых, территорию государства составляют земля и ее недра, которые образуют сухопутную территорию. Во-вторых, территорию составляют внутренние и территориальные воды. В-третьих, территорию составляет, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства. И наконец, в-четвертых, территорией государства признаются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, которые действуют под флагом данного государства, а также территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

На своей территории государство обладает всей полнотой власти и исключает какое-либо вмешательство в свои дела извне. Государство для удобства осуществления власти разделяет всю территорию на территориальные единицы, которые в разных странах именуются по-разному: штаты, графства, округа, районы, провинции, области и т.п.

Под населением следует понимать совокупность индивидов (людей), проживающих на территории государства. Проживающие на территории государства лица могут иметь различный статус. Они могут быть гражданами (в республиках) или подданными (в монархиях). Они могут быть иностранцами или вовсе не иметь принадлежности к какому-либо государству (то есть быть лицами без гражданства), а могут и вовсе иметь несколько гражданств/подданств. Однако все они, пока находятся на территории того или иного государства, обязаны соблюдать и исполнять обязательные требования, обращенные к ним, поскольку подпадают под юрисдикцию государства.

Государство для выполнения своих функций нуждается в материальном ресурсе, в определенном имуществе. Государственная казна – это совокупность имущества (денежных средств, вещей, имущественных прав и т.д.), которое государство имеет на праве собственности. Государственная казна может формироваться различными способами: путем взимания налогов, сборов и пошлин, обращения взыскания на имущество должников, изъятия имущества, которое не может принадлежать тому или иному лицу, конфискации имущества у собственников

Итак, государство – это суверенная публично-властная организация (обладающая аппаратом управления и принуждения), обладающая обособленным имуществом на праве собственности (казной), распространяющая свою власть на определенную территорию и население.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: