Под правотворчеством понимается деятельность управомоченных по созданию норм права субъектов.
Суть правотворчества состоит в том, что государство в лице своих органов и должностных лиц, муниципальные образования, граждане и их объединения создают определенные правила поведения.. Как правило, выработанные нормы права, закрепляются в определенных документах, в первую очередь в нормативно-правовых актах. Однако не следует смешивать понятия законотворчества и правотворчества. Понятие правотворчества является более широким и включает в себя законотворчество как процесс создания и принятия нормативно-правовых актов.
Существует множество видов правотворчества, которые отличаются между собой по субъекту, создающему нормы права.
Виды правотворчества | |
Публичное | Частное |
Таблица 52. Виды правотворчества
Публичным правотворчеством называется процесс создания норм права специально уполномоченными государственными и муниципальными органами, а также их должностными лицами.
|
|
Виды публичного правотворчества | |
Государственное | Муниципальное |
Таблица 53. Виды публичного правотворчества
Государственное правотворчество заключается в деятельности органов государственной власти (государственного аппарата) по созданию норм права. Муниципальное правотворчество заключается в деятельности муниципальных органов муниципального образования и их должностных лиц по созданию норм права. При этом государственное правотворчество для стран с федеративным устройством является двухуровневым – правотворчеством федерального государства и правотворчеством субъектов федерации.
Виды государственного правотворчества | |
Федерального государства | Субъекта федерации |
Таблица 54. Виды государственного правотворчества
Частное правотворчество характеризуется тем, что нормы права создаются индивидуальными субъектами, например, гражданами при их вступлении в договорные отношения.
Виды частного правотворчества | |
Правотворчество граждан | Правотворчество организаций |
Таблица 55. Виды частного правотворчества
Правотворчество граждан, как уже нередко отмечалось, состоит в создании гражданами автономных норм. Такое правотворчество характерно для тех ситуаций, когда граждане намерены заключить договор, и вынуждены вырабатывать определенные обязательные для себя правила поведения. Правотворчество организаций не ограничивается созданием обязательных норм при их вступлении в соглашении. Классическом примером может явиться установление определенных правил поведения на территории кафе, которые могут быть воплощены в форме частного подзаконного акта организации.