При принятии производственных решений важно правильно оценить фазу, в которой находится продукт или услуга, спрос на них, производственные или сервисные технологии.
Неравномерное развитие предприятий, рост или снижение объема продаж раньше рассматривались как аномалии. Со временем стало складываться новое понимание экономического роста, называемое «кривая роста по Гомпарту», более известное на практике как кривая жизненного цикла спроса и технологий (рис. 3.4).
Цикл спроса можно разделить на несколько совершенно разных периодов или фаз:
1) зарождение (Е) — бурный период становления новых видов производства или услуг, когда несколько предприятий, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой;
2) ускорение роста (G1) — период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период
спрос обычно растет, опережая предложение;
3) замедление роста (G2) — период, когда появляются первые
признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать
|
|
спрос;
4) зрелость (М) — насыщение спроса достигнуто, и имеются
значительные избыточные мощности;
5) затухание (D) — снижение объема спроса (иногда до
нуля), обусловленное или определяемое устареванием продукта
(услуги), или уменьшением его потребления, или другими экономическими и демографическими причинами.
Если предприятие хочет поддерживать свое развитие, то оно должно постоянно добавлять к набору видов деятельности новые и отсекать те, которые не согласуются со стратегией экономического роста предприятия. Это ключевая задача управления стратегическим набором продукции производства и услуг.
Важно уметь предвидеть смену фаз цикла спроса продукции и пересматривать стратегию предприятия в соответствии с меняющимися условиями конкуренции.