double arrow

Кривая жизненного цикла спроса и технологий

При принятии производственных решений важно правильно оценить фазу, в которой находится продукт или услуга, спрос на них, производственные или сервисные технологии.

Неравномерное развитие предприятий, рост или снижение объема продаж раньше рассматривались как аномалии. Со вре­менем стало складываться новое понимание экономического роста, называемое «кривая роста по Гомпарту», более извест­ное на практике как кривая жизненного цикла спроса и техно­логий (рис. 3.4).


Цикл спроса можно разделить на несколько совершенно раз­ных периодов или фаз:

1) зарождение (Е) — бурный период становления новых ви­дов производства или услуг, когда несколько предприятий, стре­мясь к захвату лидерства, конкурируют между собой;

2) ускорение роста (G1) — период, когда конкуренты, остав­шиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период
спрос обычно растет, опережая предложение;

3) замедление роста (G2) — период, когда появляются первые
признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать

спрос;

4) зрелость (М) — насыщение спроса достигнуто, и имеются
значительные избыточные мощности;

5) затухание (D) — снижение объема спроса (иногда до
нуля), обусловленное или определяемое устареванием продукта
(услуги), или уменьшением его потребления, или другими эконо­мическими и демографическими причинами.

Если предприятие хочет поддерживать свое развитие, то оно должно постоянно добавлять к набору видов деятельности новые и отсекать те, которые не согласуются со стратегией экономического роста предприятия. Это ключевая задача управления стратегическим набором продукции производства и услуг.

Важно уметь предвидеть смену фаз цикла спроса продукции и пересматривать стратегию предприятия в соответствии с меняю­щимися условиями конкуренции.


Сейчас читают про: