Теория решения
Теория решения представляет собой общий подход к процессу принятия решения. Она применима к широкому диапазону решений в сфере управления производством, среди них: планирование объема производственных мощностей, разработка изделия или услуги, выбор оборудования, размещение производства.
Используя такой подход, лицо, принимающее решение (ЛПР), должно:
1) определить возможные будущие объективные условия (на
пример: спрос будет низкий, средний или высокий; число подписанных контрактов будет I, 2 или 3; представит или не представит
конкурент новое изделие);
2) разработать список возможных альтернатив, одна из которых — ничего не предпринимать, выжидать;
3) определить или приблизительно оценить окупаемость для
всех альтернатив при каждом из возможных будущих условий;
4) если возможно, оценить вероятность каждого возможного
будущего условия;
5) оценить альтернативы согласно выбранному критерию решения (например, возможная максимальная прибыль) и выбрать лучшую из них.
Информация для решения часто представляется в виде таблицы, которая показывает предполагаемую окупаемость для каждой альтернативы при
возможных разных условиях.
. Это облегчает сравнение и выбор альтернатив.
Планирование производственных мощностей
Возможный будущий спрос, или значения окупаемости, показан в табл. 3.3 как величина предполагаемого будущего дохода минус затраты. Что позволяет привести все альтернативы к сопоставимой основе?
Если имеется малая производственная мощность, то прибыль будет одинаковой для всех трех возможных условий.
При альтернативе — наличие средней производственной мощности при низком спросе — предприятие будет иметь прибыль в 70 тыс. руб., в то время как при среднем и высоком уровне спроса — 120 тыс. руб.
При альтернативе — наличие крупных производственных мощностей — предприятие будет иметь убытки 40 тыс. руб., если спрос низкий, прибыль 20 тыс. руб. — при среднем спросе и 160 тыс. руб., если спрос высокий.
Оценка альтернатив по величине будущего спроса Таблица 3.3
Альтернативы располагаемых мощностей | Возможный будущий спрос, тыс. руб. | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Малые мощности | |||
Средние мощности | |||
Крупные мощности | -40 |
Для производственного менеджера проблема будет состоять в том, чтобы выбрать одну из альтернатив, принимая во вниманиеприбыль.
Оценка альтернатив различается в зависимости от степени определенности, связанной с возможными будущими условиями. Здесь опять имеются три варианта: определенность, риск и неопределенность.