double arrow

Шаг 3. Формирование желаемого результата

Шаг 2. Сбор информации по проблеме

Шаг 1. Установление контакта с клиентом

Задача этого этапа – установить прочный контакт с супервизируемым, создать для него комфортную обстановку, с тем чтобы стало реальным сотрудничество, взаимодействие между супервизируемым и супервизором.

Установлению взаимоотношения способствуют техники, которые традиционно используются в психологическом консультировании:

· визуальный контакт (контакт глаз);

· язык жестов и телодвижений;

· интонации, громкость и скорость речи;

· физическое расстояние;

· дыхание.

Все перечисленное складывается в общую модель внимательного поведения, по сути, являясь его физическим основанием.

Задачи данного этапа являются универсальными:

· выслушивание проблемы супервизируемого в его изложении;

· выявление основных противоречий в позиции, поведении, отношении супервизируемого в сложившиеся ситуации;

· выявление наиболее типичных, привычных и характерных для супервизируемого способов мышления и поведения (паттернов);

· поиск всех позитивных аспектов проблемы, ситуации, позиции супервизируемого и сильных сторон его личности;

· проведение профессиональной диагностики.

На этом этапе выясняется, как и в чем именно супервизируемый видит свою проблему.

Кроме изложения проблемы, супервизор должен предельно полно провести совместно с супервизируемым, сбор и анализ информации относительно всех позитивных моментов решаемой проблемы. Эта техника называется «поиск позитивного».

Цель поиска позитивного – ослабить воздействие негативных сторон проблемы на супервизируемого, помочь ему полнее использовать свои способности, чтобы справиться с ситуацией.

Некоторые методологические приемы поиска позитивного – это:

· оценка сильных сторон личности супервизируемого;

· переформирование – прием, позволяющий по-иному оценить что-либо или кого-либо.

По мере того как появляется четкое определение проблемы, усиливается соблазн тотчас же приняться за ее решение. Однако, по мнению ряда авторов по психологическому консультированию, ваши соображения относительно идеального выхода из положения могут совершенно не совпадать с мыслями супервизируемого.

Поэтому супервизору необходимо, совместно с супервизируемым работать по такому определению цели, при котором супервизируемый принял бы ее как свою и она была бы достаточно ясна для него.

При этом супервизор можно оговорить результат с супервизируемым до начала процесса консультирования или вырабатывать результат по ходу его. Чтобы результат был эффективным, он должен, с одной стороны, представлять собой нечто целостное, а с другой – быть вписанным в жизнь человека.

Чтобы желаемый для супервизора результат был описан супервизируемым, супервизор может задать супервизируемому следующие вопросы:

1. Чего Вы хотите добиться?

2. Что должно произойти, когда проблема будет решена?

Основные требования, которым должен соответствовать желаемый результат, в целом таковы:

· конкретность;

· контекстуализация;

· экологичность;

· эгоответственность;

· позитивность;

· побочные выгоды.


Сейчас читают про: