Основная задача раздела состоит в обосновании выбора целевого сегмента рынка на основе изучения конкурентных позиций новой продукции, услуг, оценке благоприятных возможностей и угроз развития бизнеса в каждом сегменте рынка.
Основные вопросы, связанные с конкурентным анализом, являются неотъемлемой частью процесса создания общей стратегии предприятия и описаны в фундаментальной литературе.
В последние годы наметились новые тенденции изменения внешней деловой среды, непосредственно влияющие на конкурентную борьбу на всех уровнях (от уровня предприятий, до уровня государств). К основным тенденциям изменения внешней деловой среды могут быть отнесены:
ü глобализация (в производстве и торговле);
ü рост числа конкурентов и источников конкуренции;
ü изменяющиеся основы конкурентоспособности;
ü широкое использование новых технологий;
ü либерализация торговли.
Более глубокий подход — обеспечение себе устойчивой конкурентоспособности. Но что это означает на деле? Чем определяется и от чего зависит конкурентоспособность? Современная теория конкурентоспособности, нашедшая развитие в книгах профессора Гарвардского университета Майкла Портера, выделяет всего два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализацию.
|
|
Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты. Иными словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, вы должны быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Неспособность выстроить всю эту цепочку сведет на нет успех в любом из ее звеньев.
Не так однозначно, как могло 6ы показаться на первый взгляд, и понимание сути того типа конкурентного преимущества, которое обозначается словом «специализация». Это вовсе не сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, как можно было бы подумать, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у ваших конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ необходимо научиться искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.
|
|
При этом в любой данный момент времени вы можете строить свою стратегию обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ — либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной ваших товаров по сравнению с аналогичными изделиями других производителей, либо на специализацию, вызывая интерес у наиболее взыскательных и требующих, прежде всего, высокого качества клиентов. Но совмещать оба вида конкурентных преимуществ нельзя — такая попытка приведет вас только к неудаче, что доказано множеством примеров.
Имея в виду такое толкование видов конкурентных преимуществ, вы можете выбрать для себя наиболее приемлемую стратегию обеспечения и поддержания конкурентоспособности. Но прежде чем описать ассортимент таких стратегий, нам надо ввести еще одно понятие «диапазон конкуренции», обозначающее широту той номенклатуры товаров, которую вы собираетесь изготовлять и продавать. Вот теперь можно составить таблицу, сводящую воедино все основные типы стратегий обеспечения конкурентоспособности.
Чтобы лучше понять смысл стратегий, рассмотрим их на примере одного из мировых рынков — судостроительного рынка, где в соответствии с этими стратегиями действуют четыре группы изготовителей: японские фирмы, фирмы Южной Кореи, скандинавские корабелы и, наконец, судостроители из Китая.
Японские судостроительные фирмы развивают свои операции со стратегией А2 «уникальность и лидерство качества». Это означает, что они производят продукцию высшего мирового уровня качества,
Вид конкурентного преимущества | |||||
более низкие издержки | специализация | ||||
Диапазон конкуренции | широкий | Ориентация на издержки | А1 | Уникальность и лидерство качества | А2 |
узкий | Упор на издержки | Б1 | Выборочная специализация | Б2 |