Состав и характеристики доходов бюджетов различных уровней

Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в национальной экономике должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов хозяйствующих субъектов, принимающих форму доходов бюджета.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

К доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

· Налоговые доходы

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

· Неналоговые доходы:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– средства самообложения граждан;

– иные неналоговые доходы.

· Безвозмездные поступления:

– дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

1) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

3) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

4) плата за пользование бюджетными кредитами;

5) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

7) другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ за федеральным бюджетом закреплены следующие налоговые доходы:

– налог на прибыль организаций по ставке 2%;

– налог на добавленную стоимость - по нормативу 100%;

– акцизы – в зависимости от вида подакцизных товаров;

– налога на добычу полезных ископаемых – в зависимости от вида полезных ископаемых;

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов – 20%;

– водный налог - по нормативу 100 %;

– государственная пошлина – 100% (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные).

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

– доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

– лицензионных сборов - по нормативу 100%;

– таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100%;

– платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%;

– консульских сборов - по нормативу 100%;

– патентных пошлин - по нормативу 100%;

– части прибыли Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативу 75%;

– доходы от внешнеэкономической деятельности – по нормативу 100% и др.

Значительная роль неналоговых доходов объясняется тем, что за федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, которые в свою очередь составляют основу неналоговых доходов данного бюджета.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Бюджетное законодательство регулирует формирование доходов бюджетов субъектов РФ.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес и транспортного налога) по нормативу 100 %.

Кроме того, в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

– налога на прибыль организаций - по ставке 18%;

– налога на доходы физических лиц - по нормативу 80%;

– акцизов – в зависимости от вида подакцизных товаров;

– налога на добычу полезных ископаемых – в зависимости от вида полезного ископаемого;

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - 80 %;

– сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100%;

– налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в том числе в виде стоимости патента) - по нормативу 100%;

– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в соответствии с нормативом, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Данные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты.

Формирование налоговых доходов местных бюджетов регулируется Бюджетным кодексом РФ в зависимости от типа муниципального образования.

В связи с этим, в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) по нормативу 100%.

В бюджеты поселений также зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%;

– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35%;

– государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов, - по нормативу 100%.

В бюджеты поселений также зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов или местных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ или представительными органами муниципальных районов.

В бюджеты муниципальных районов также подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов в размере 100%.

Кроме того, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%;

– налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 20%;

– единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100%;

– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35%;

– единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 70%;

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, или региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов в размере 100%.

В бюджеты городских округов также зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на доходы физических лиц - по нормативу 20%;

– единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100%;

– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 70%;

– государственной пошлины - подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%.

Кроме этого, в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, или региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: