double arrow

Вопрос 2. Организация процесса конструирования новой продукции

2

Конструирование новой продукции является логическим продолжением выполненных НИР и выступает своеобразным инструментом перехода от лабораторных исследований к непосредственному промышленному производству. В общем случае, процесс конструирования состоит из двух укрупненных этапов: этапа опытно-конструкторских разработок (ОКР) и этапа конструкторской подготовки производства (КПП). В тех случаях, когда проектирование новой продукции и ее производственное освоение выполняется на одном и том же предприятии, данные этапы без разрывов во времени перетекают друг в друга. В тех же случаях, когда разработка продукции ведется в специализированных проектных организациях (конструкторских бюро), а ее освоение осуществляется независимыми промышленными предприятиями, этапы конструирования могут обособляться друг от друга и во времени и организационно.

Опытно-конструкторские разработки представляют собой комплекс работ, направленных на создание комплекта чертежной доку­ментации для изготовления и испытания опытных образцов новой продукции с заданными потребительскими свойствами.




На отечественных предприятиях содержание и порядок выполнения работ на стадии ОКР регламентируются комплексом ГОСТов, определяющих структуру разрабатываемых конструкторских документов (система ЕСКД) и порядок их создания. В соответствии с этими стандартами, выполнение ОКР включает в себя разработку следующих блоков документов: техническое задание, техническое предложение, эскиз­ный проект, технический проект и рабочий проект.

Техническое заданиеявляется исходным документом, на основе которого осуществляется вся последующая работа по проектирова­нию нового изделия. Оно разрабатывается либо предприятием-изготовителем новой продукции и при наличии конкретного заказчика согласуется с ним, либо самим заказчиком.

В техническом задании устанавливается назначение будуще­го изделия и оговариваются его основные технические и эк­сплуатационные параметры (функциональные характеристики, габариты, надежность, экономичность, безопасность, транспортабельность, ремонтопригодность и т.д.).

Техническое предложениеразрабатывается в том случае, если техническое задание разработчику нового изделия вы­дано заказчиком. В этом случае, техническое предложение представляет собой технико-экономическое обоснование возможных вариантов технических решений по созданию оговоренного в задании изделия. Техническое предложение разрабатывается на основе детализированного анализа патентных материалов и результатов маркетингового исследования целевых сегментов рынка и имеет своей целью выбор такого варианта новой конструкции, который способен обеспечить максимально высокий интегральный уровень качественных параметров изделия. Подобный выбор предполагает попарное сравнение возможных вариантов конструкции с параметрами эталонного образца изделия по стандартной методике, принятой в системах менеджмента качества.



После своего согла­сования и утверждения, техническое предложение становится документальным основанием для разработки эскизного проекта конструкции нового изделия.

Эскизный проектструктурно состоит из графической части и поясни­тельной записки. Графическая часть отражает принципиальные конструктивные решения, определяющие основные принципы работы нового изделия, и оформляется в виде чертежей общего вида и различных блок-схем.

В пояснительную записку к эскизному проекту включаются: расчет основных параметров предлагаемой конструкции, описание принципиальных эксплуатационных особен­ностей нового изделия, а также предполагаемый график дальнейших работ по технической подготовке производства.

После своего составления, эскизный проект проходит те же стадии согласования и утверждения, что и техническое предложение. По результатам эскизного проектирования осуществляется изготовление макетов нового изделия и проводятся их испытания, по итогам которых первоначальная чертежная документация корректируется. Создание макетов позволяет добиться удачной компоновки отдель­ных частей изделия, подобрать оптимальные эстетические и эргономичес­кие решения и тем самым ускорить разработку конструкторской документации на последующих стадиях технической подготовки производства.



Технический проектразрабатывается на основе утвержден­ного эскизного проекта и состоит из совокупности конструкторских документов, содержащих окончательные технические решения, которые дают полное представление об устройстве разрабатываемого изделия и ис­ходные данные для разработки рабочей документации.

Технический проект, также как и эскизный, состоит из гра­фической и расчетной частей. Его графическую часть составляют предварительно согласованные с технологами общие чер­тежи проектируемого изделия, чертежи его отдельных узлов и основных деталей. В пояснительной записке содержатся описание и расчет параметров основных сборочных единиц и базовых деталей изделия, описание принципов его работы, обоснование выбо­ра материалов и видов защитных покрытий, описание всех конструкторских схем и окончательные технико-экономические расчеты.

После своего составления, технический проект проходит те же стадии согласования и утверждения, что и эскизный.

Рабочий проект является дальнейшим развитием и конкре­тизацией технического проекта и предполагает разработку рабочей документации для изготовления опытных образцов нового изделия. Разработка рабочего проекта выполняется в три или пять стадий.

На первой стадии комплектуется полный набор необходимой чертежной документации, на основе которой определятся потребность в закупке на стороне отдельных узлов, деталей, и комплектующих и которая передается в экспериментальный цех для изготовления опытных образцов.

На второй стадии рабочего проектирования проводятся различного рода внутризаводские испытания опытных образцов нового изделия (эксплуатационные, климатические испытания, тесты на безопасность и т.д.).

Третий этап заключается в корректировке первоначально составленной конструкторской до­кументации по результатам проведенных заводских испытаний опытных об­разцов.

Если изделие нуждается в государственной сертификации. то на четвертом этапе опытные образцы передаются в специализированные тестовые центры, в которых проводятся их государственные испытания.

Пятый этап рабочего проектирования состоит в окончательной корректировке конструкторской документации по ре­зультатам проведенных государственных испытаний.

Конструкторская подготовка производства представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов корректировки разработанной на этапе ОКР конструкторской документации с целью ее приспособления к специфическим условиям конкретного производства. КПП является логическим продолжением ОКР и имеет своей основной целью адаптацию созданной рабочей документации к условиям будущего производства новой продукции при обязательном сохранении заложенных в конструкцию параметров качества.

Для условий единичного произ­водства, выполнения индивидуальных заказов или эксперименталь­ных работ подготовка конструкторской документации на новый продукт полностью завершается на этапе ОКР. Если же предполагается организация повторяющегося (серий­ного или массового) производства нового продукта, то разработку рабочей конструкторской документации принято осуществлять поэтапно: сначала - на опытный образец, затем - на установочную серию нового продукта и, далее - на устойчивое, повторяющееся производство. В таком итерационном процессе, составляющем содержание конструктор­ской подготовки производства, последовательно отрабатываются качественные параметры нового продукта и решаются две главные задачи:

a) повышение уровня унификации и стандартизации конструк­ции;

b) обеспечение технологичности продукта.

Унификация представляет собойкомплекс мер, направленных на устранение нео­боснованного многообразия типов, конструкций и размеров отдельных компонентов продукции (ее узлов, деталей и заготовок). Основанная на применении в конструировании типо­вых технических решений, унификация позволяет существенно сократить трудоемкость и сократить сроки проектирования и освоения производства нового продукта при сохранении ее качественных характеристик.

Основными инструментами конструктивной унификации выступают:

1. сокращение номенклатуры сборочных единиц и деталей, имеющих одинаковое или сходное эксплуатационное назначе­ние и параметры;

2. заимствование отдельных деталей и узлов для нового продукта из числа ранее освоенных в производстве на основе конструктив­ной преемственности;

3. создание параметрических рядов (гамм) продуктов, аналогич­ных по конструктивному решению, но различных по габаритам, мощности и другим эксплуатационным параметрам;

4. типизация форм и размеров деталей и заготовок, профилей и марок используемых конструкционных материалов.

Высшей формой унифика­ции является конструкторская стандартизация, которая предполагает установление и обязательное выполнение единых норм на используемые при конструировании продукции технические решения.

Одной из прогрессивных форм конструирования новой продукции на основе унификации и стандартизации является агрегирование, по­зволяющее осуществлять так называемое модульное проектирование продукта.

Агрегирование -это система проектирования продукта пу­тем его компоновки его из ограниченного числа унифицированных эле­ментов (модулей), имеющих универсальное назначение и легко комбинируемых между собой. Использование модульного проектирования резко сокращает сроки проведения и затраты на раз­работку продукта, позволяет широко применять современные систе­мы автоматизированного проектирования (CAD-системы).

Для количественной оценки уровня конструкторской унификации и стандартизации принято использовать следующие основные показатели:

Коэффициент преемственности конструкции рассчитывается для каждого отдельного вида продукции и характеризует долю заимствованных конструктивных элементов изделия в общей совокупности таких элементов:

; (5.2.1)

где N – общее количество составных частей изделия определенного уровня агрегирования (узлы, подузлы, детали);

No - количество оригинальных составных частей изделия, разработанных индивидуально для данного продукта.

Коэффициент внутренней повторяемости конструкции также рассчитывается по от­дельным видам продукции и характеризует насыщенность конструкции изделия повто­ряющимися составными частями, т.е. степень взаимозаменяемости таких частей:

; (5.2.2)

где Nнп - количество неповторяющихся составных частей изделия.

Коэффициент межпроектной унификации рас­считывается по группе сходных продуктов и характеризует уровень конструкторского заимствования внутри такой группы:

; (5.2.3)

где Ni -количество типоразмеров составных частей i-го продукта рассматриваемой группы;

n – общее количество входящих в группу видов продукции;

Nгр - общее количество типоразмеров составных частей по всей группе продукции;

Nmax - максимальное количество типоразмеров состав­ных частей одного продукта группы.

Обеспечение технологичности продуктапри его проектирова­нии составляет одну из важнейших задач конструкторской подго­товки производства и направлено на сокращение фактороемкости последующих процессов ее производства и практического использования. Принято различать производственную и эксплуатационную технологичность конструкции продукта.

Производственная технологичность представляет собой совокуп­ность характеристик конструкции продукта, определяющих степень соответствия этой конструкции организационно-технологическим услови­ям его производства на конкретном предприятии. В качестве таких условий выступают:

• масштабы производства;

• его организационный тип;

• применяемые методы организации производственных процес­сов во времени и пространстве;

• видовой состав производственного оборудования;

• квалификацион­ная структура персонала и др.

Производственная техно­логичность продукта оценивается тремя группами показателей:

1. конструктивные показатели (габариты изделия и его конструктивных элементов, уровень уни­фикации и стандартизации конструкции, разнообразие используе­мых материалов и др.);

2. технологические показатели (материалоемкость, процент выхода годного продукта, нормы расхода материалов, класс точности изготовления, потребность в специализированном оборудовании и оснастке и др.)

3. экономические показатели (трудоемкость про­изводства, его эффективные масштабы, удельная себестоимость продукции, длительность производственного цикла и др.).

Эксплуатационная технологичность характеризует степень соот­ветствия конструкции продукта планируемым условиям его эксплуатации. Для ее оценки используются такие показатели, как:

1. степень эксплуатационной надежности конструкции;

2. трудоемкость ремонта и профи­лактического обслуживания продукта;

3. удельные затраты на текущее обслуживание и ремонт и др.

Высокая технологичность конструкции изделия может быть обеспечена только при применении прогрессивных конструкторских решений на всех стадиях проектирования нового продукта. Важным фактором эффективности работы по повышению технологичности является привлечение к процессам проектирования нового продукта специалистов технологических, производственных и маркетинговых служб предприятия.




2




Сейчас читают про: