Порядительных действий

Орган законодательной власти – представительный, т.е. избираемый населением Российской Федерации орган го- сударственной власти.

Ской Федерации

В то же время выделяют и другие признаки, присущие государственному органу.

Во-первых, орган государства – это должностное лицо или

организованный коллектив людей (определенная организация),

объединенный общностью целей и видом деятельности.

Во-вторых, орган государства действует, как правило, в ус-

тановленном государством порядке.

В-третьих, орган государства является частью единого го- сударственного аппарата, т.е. определенной системы органов государственной власти.

В-четвертых, орган государства имеет конституционно-

правовой статус.

Конституционно-правовой статус органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, законами Российской Феде- рации и ее субъектов, указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, исполнительных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Президента Россий-

Президент Российской Федерации по Конституции является

главой государства. В политической практике его также назы- вают высшим должностным лицом государства, либо – главой исполнительной власти. Но само понятие «президент» в кон- ституционно-правовом смысле означает главу государства.


В Российской Федерации конституционно обеспечена мо- дель «президентской республики», т.е. модель реально власт- вующего Президента.

Наибольшее сходство российская модель президентства имеет с французской моделью. Однако в силу политической и экономической специфики современной России, президентская власть в Российской Федерации еще более влиятельная, чем во Франции. Это обусловлено прежде всего необходимостью про- водить комплекс реформ, меняющих общественный строй, а также наличием легально действующих политических сил, не разделяющих существующие конституционные ценности.

Особенно ярко роль главы государства проявляется в «тре- угольнике» отношений: Президент – Правительство – Государ- ственная Дума Российской Федерации. Практика до сих пор складывается таким образом, что Президент опосредованно (через Председателя Правительства) формирует непартийное Правительство, состав которого не связан с распределением де- путатских мест в Государственной Думе Российской Федера- ции.

Данное обстоятельство объясняется несовместимостью

президентской стратегической программы, выражаемой в раз- личных его документах, с программными установками отдель- ных партий, которые могли бы претендовать на формирование Правительства.

Президент главенствует в государственной системе. Он вы- ступает в роли высшего должностного лица государства, обес- печивающего условия, при которых все институты власти вы- полняют свое предназначение, а также осуществляющего кон- троль, чтобы ни один институт власти не мог посягнуть на пре- рогативы другого, узурпировать власть в стране или присвоить чьи-либо властные полномочия.

Это включает обязанность гарантировать не только Кон- ституцию Российской Федерации в целом, но и права и свободы человека и гражданина.


В соответствии с Конституцией Российской Федера- ции и действующим законодательством выделяют следую- щую систему (виды) государственных органов Российской Федерации:

1) законодательные (представительные) органы государст-

венной власти Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации;

2) органы государственного управления (исполнительно- распорядительные органы) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) органы правосудия Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации, осуществляющие судебную власть;

4) органы, надзирающие за законностью.

На федеральном уровне органы законодательной власти –

Федеральное Собрание РФ (Парламент), который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95

Конституции РФ).

На уровне субъектов Российской Федерации – законода- тельные собрания, народные собрания, государственные собра- ния, верховные советы республик в составе Российской Феде-

рации; законодательные собрания краев, областей, городов фе-

дерального значения, автономной области и автономных окру-

гов.

Согласно ст. 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Рос- сийской Федерации.

Конституционно-правовой статус Федерального Собра- ния как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального наро- да Российской Федерации, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядностью это качество проявляется в утвер- ждении государственного бюджета, ратификации и денонсации международных договоров, назначении и освобождении от


должности федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира.

Другая конституционная функция Федерального Собрания

– законодательная. Она включает принятие федеральных зако- нов (федеральных конституционных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за реализацией законов.

Нынешняя конструкция законодательного процесса такова, что в нем «тесно взаимосвязаны» все ветви власти: Государст- венная Дума принимает законы, Совет Федерации их одобряет

или отклоняет, Президент подписывает и публикует принятые

законы, Правительство дает заключение на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые из государственно- го бюджета, а затем исполняет принятые законы, Конституци- онный Суд может признать закон не соответствующим Консти- туции и не подлежащим применению.

Подобная организация законодательного процесса создает

внутри самой законодательной власти систему «сдержек и про- тивовесов», исключает ее монополизацию, принятие поспеш- ных, несбалансированных решений.

Но из этого вовсе не следует, что все участники законода- тельного процесса равнозначны. Федеральное Собрание – ве- дущий участник законодательного процесса. Никто, кроме Фе- дерального Собрания, не вправе принимать федеральные зако- ны и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Рос- сийской Федерации.

На практике значительной правотворческой компетенцией обладает также Президент Российской Федерации, который на основании ст. 90 Конституции РФ издает указы и распоряже- ния. Данная функция президентской власти отражена и в феде- ральном законодательстве (например, в ч. 3 ст. 3 Гражданского кодекса РФ).

Соотношение правотворческой компетенции Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации является одной из дискуссионных проблем консти-


туционной теории и практики. Известно, что целый ряд важных и далеко не бесспорных решений в области экономической и социальной политики (например, ваучерная приватизация, раз- деление колхозных земель на земельные паи, многочисленные налоговые льготы и т.д.) были проведены указами Президента Российской Федерации вопреки сопротивлению парламента. Данная проблема стала предметом рассмотрения Конституци- онного Суда Российской Федерации. В постановлении от 30 ап- реля 1996 г. № 11-П Конституционный Суд высказал мнение, что не противоречит Конституции РФ издание Президентом РФ указов, «восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федераль- ным законам».

Особое мнение по данному делу высказал конституцион- ный судья В.О. Лучин: «Президент, видя пробел в законода- тельстве, не может оставаться безучастным. Однако он не мо- жет и устранить этот пробел своим указом, если решение дан- ного вопроса не входит в его компетенцию… Президент имеет право законодательной инициативы и достаточно правовых возможностей, чтобы активно влиять на законодательный про- цесс, не подменяя законодателя».

Наименование «Федерального Собрания» как представи-

тельного и законодательного органа Российской Федерации –

подчеркивает его федеративную природу.

Каждая из палат имеет собственную компетенцию, закреп- ленную в ст. 102 и 103 Конституции. По действующей Консти- туции они включены «последовательно»: правом принятия фе-

деральных законов наделена лишь Государственная Дума, а Со-

вет Федерации правомочен одобрить либо отклонить принятый Государственной Думой закон. Таким образом, между палатами парламента существует своеобразное внутрипарламентское

«разделение законодательной власти».

В политической практике Совет Федерации иногда назы- вают «сенатом» или «верхней палатой», а его членов – «сенато- рами», однако Конституция РФ подобных терминов не исполь-


зует. В Совет Федерации входят по два представителя от каж- дого субъекта Российской Федерации – по одному от предста- вительного и исполнительного органов государственной власти.

В отличие от Совета Федерации, Государственная Дума призвана выражать интересы всего населения Российской Фе- дерации, независимо от региональных различий. Это отражает- ся и в компетенции, и в механизме формирования, и в количе- ственном составе Государственной Думы. Если Совет Федера- ции в настоящее время состоит из 178 членов (по 2 представи- теля от 89 субъектов Российской Федерации), то Государствен- ная Дума – из 450 депутатов. Такой количественный состав в целом соответствует мировой практике и позволяет Государст- венной Думе образовать значительное число депутатских коми- тетов и комиссий, охватывающих основные направления внут- ренней и внешней политики.

В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря

2002 г. №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменения- ми от 23 июня 2003 г.), 225 депутатов Государственной Думы

избираются по одномандатным избирательным округам (один

округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избиратель- ный округ, за исключением избирательных округов, образуе- мых в субъектах Российской Федерации, в которых число изби- рателей меньше единой нормы представительства. 225 депута- тов Государственной Думы избираются по федеральному изби- рательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые по- литическими партиями, избирательными блоками.

Установленный Конституцией РФ четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты из- бираются, как правило, на 4–5-летний срок. Такой период рабо- ты позволяет парламенту реализовать долгосрочные законода- тельные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты законотворческой деятельности. Кро-


ме того, четырехлетний срок полномочий Государственной Ду- мы соответствует сроку полномочий Президента РФ, который избирается также на четыре года.

Согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ, депутатом Государ- ственной Думы может быть избран лишь гражданин Россий- ской Федерации, достигший возраста – 21 года. В Российской Федерации установлен разный возрастной ценз для осуществ- ления активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право (право избирать) предоставляется гражда- нам Российской Федерации с 18 лет, а пассивное право (право быть избранным) несколько позже – с 21 года. Это связано с от- ветственным характером депутатской деятельности, участием депутатов в обсуждении и принятии важнейших решений обще- государственного значения.

Следует отметить, что в российском законодательстве есть примеры и более высоких ограничений для занятия государст- венных должностей. Например, Президентом РФ может стать гражданин, достигший 35 лет, судьей – 25 лет, судьей Консти- туционного Суда – 40 лет и т.д.

Еще одно условие носит бланкетный (отсылочный) харак-

тер: оно адресует к федеральным законам, определяющим пра- во граждан на участие в выборах. В ч. 3 ст. 4 Федерального за- кона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» установлен ряд дополнительных огра- ничений для участия в выборах: «Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, при- знанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Аналогичная формули- ровка воспроизведена в ч. 6 ст. 3 Федерального закона «О вы- борах депутатов Государственной Думы Федерального Собра- ния Российской Федерации».

Орган государственного управления – коллегиальный го- сударственный орган, осуществляющий особый вид государ- ственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управле- ния сферами и отраслями государственного и хозяйственно-


культурного строительства, совершением в этих целях рас-

Органы государственного управления делятся на органы

общей компетенции, которые ведают вопросами исполнитель- ной деятельности (например, Правительство РФ, Правительства субъектов, входящих в состав Российской Федерации и др.), ор- ганы специальной компетенции, ведающие отдельными сфера- ми и отраслями (например, министерство, департамент и др.). Последние делятся на отраслевые (руководят конкретными от- раслями управления) и межотраслевые (осуществляют функции межотраслевого управления, координации, контроля, регулиро- вания).

Федеральные министерства, на которые возложено прове- дение государственной политики и осуществление управления в установленной сфере деятельности, а также координация в этой сфере работы других федеральных органов исполнитель- ной власти можно условно разделить на ряд блоков.

Первый блок – экономический – включает, например, сле- дующие министерства: имущественных отношений, экономиче- ского развития и торговли, финансов, природных ресурсов, энергетики, путей сообщения и транспорта, сельского хозяйст- ва, по антимонопольной политике и поддержке предпринима- тельства, по атомной энергии, налогам и сборам, связи и ин- форматизации, промышленности, науки и технологий.

Второй блок – социально-культурный – включает мини- стерства: труда и социального развития, здравоохранения, обра- зования, культуры, по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

Третий блок – оборонный и административно-правовой – включает министерства: обороны, по делам гражданской обо- роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-

хийных бедствий, внутренних дел, юстиции.

Четвертый блок – внешнеполитических связей – министер-

ство иностранных дел Российской Федерации.

Среди государственных комитетов, на которые возложено осуществление межотраслевой координации по вопросам, отне-


сенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности, можно также выделить оп- ределенные группы с учетом осуществляемых ими функций. Так, например, к координирующим органам следует отнести – Государственные комитеты Российской Федерации по стандар- тизации и метрологии, по статистике, строительству и жилищ- но-коммунальному комплексу; к иным государственным коми- тетам, обеспечивающим руководство отдельными отраслями хозяйства и культуры – Государственные комитеты Российской Федерации по рыболовству, по физической культуре, спорту и туризму; к правоохранительным органам относится Государст- венный таможенный комитет Российской Федерации.

Федеральные комиссии России, федеральные службы, рос- сийские агентства, федеральные надзоры России осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в отдельных сферах управления. Среди федеральных служб можно указать службы: безопасности, внешней разведки, железнодорожных войск, охраны; по финансовому оздоровле- нию и банкротству; геодезии и картографии; архивную и др.

Среди российских агентств можно выделить органы испол- нительной власти, ведающие такими подотраслями промыш- ленности, как судостроение, производство боеприпасов и воо-

ружения, а также авиационно-космическое агентство, агентство

по патентам и товарным знакам, агентство по государственным резервам.

Органы Государственной противопожарной службы МЧС

России входят в структуру исполнительно-распорядительных органов государства и осуществляют особый вид государствен- ной (управленческой) деятельности, который связан с исполне- нием законов и иных нормативно-правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности. Пожарная безопасность, как составная часть общественной безопасности, является не только функцией, но и одним из основополагающих направле- ний деятельности государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: