Вопрос 2. Государственная противопожарная служба В системе правоприменительных органов государства

Система Прокуратуры Российской Федерации

Структура Прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура составляет единую централизованную систе-

му с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящему и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и ос- вобождается от должности Советом Федерации по представле- нию Президента Российской Федерации. Порядок назначения на должность Генерального прокурора и освобождения от нее


следующий: кандидатура Генерального прокурора предлагается Президентом Российской Федерации, а назначение производит- ся Советом Федерации. В обоих случаях требуется согласован- ное решение двух органов государственной власти, что соот- ветствует принципу разделения властей.

Если предложенная Президентом РФ кандидатура не набе- рет требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то в течение 30 дней Президент должен представить другую кандидатуру (ч. 2 ст. 12 Закона). При противоречии позиций по поводу освобождения Генерального прокурора от должности окончательное решение принимается Советом Федерации, и должность сохраняется за ранее назначенным лицом.

Совет Федерации Российской Федерации по представлению Генерального прокурора назначает на должности и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Генерально- го прокурора РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей) назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами, что соответствует, с одной сторо-

ны, принципу централизации органов прокуратуры, а с другой –

принципу федерализма. Вопросы обеспечения законности и кадров правоохранительных органов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «б» и «л» ч. 1 ст. 72 Конституции). Инициатива такого назначения может исходить от обеих сторон, поскольку закон этот вопрос не рег- ламентирует. Вопрос о том, какой орган субъекта Федерации должен принимать соответствующее решение, отнесен к веде- нию самих субъектов Федерации. Освобождение этих прокуро- ров от должности в соответствии со ст. 13 Закона о прокуратуре производится Генеральным прокурором России и согласования с субъектами Федерации не требует.

Иные прокуроры (в городах и районах) назначаются Гене-

ральным прокурором РФ (ст. 129 Конституции РФ). Согласова- ние такого назначения ни Конституцией, ни Законом о прокура- туре не предусматривается. В таком же порядке производится и освобождение их от занимаемых должностей.


На практике отбор кандидатов на должности прокуроров городов и районов осуществляется прокурорами субъектов Фе- дерации, которые в необходимых случаях согласовывают во- прос с соответствующими органами власти, а затем входят с представлением к Генеральному прокурору РФ. Кандидатов на должности военных прокуроров обычно представляет Главный военный прокурор, а кандидатов на должности прокуроров спе- циализированных прокуратур – вышестоящие по отношению к ним прокуроры. Аналогичным образом обычно решается и во- прос об освобождении прокуроров от должности.

На должность прокурора и следователей прокуратуры на- значаются лица, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми деловыми и моральными качест-

вами.

Органы прокуратуры деполитизированы: их работники не могут быть членами общественных объединений, преследую- щих политические цели.

В систему прокуратуры входят: Генеральная прокуратура

РФ, прокуратуры субъектов Федерации, научные и образова- тельные учреждения, прокуратуры городов и районов, военные и другие специализированные прокуратуры. Генеральная про-

куратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ее

структуру составляют главные управления, управления и отде- лы, а также Главная военная прокуратура, возглавляемая замес- тителем Генерального прокурора РФ – Главным военным про- курором.

Закон о прокуратуре определяет также структуру прокура- тур субъектов Российской Федерации, прокуратур городов и районов (и приравненных к тем и другим специализированных прокуратур), их полномочия. В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравнен- ных к ним специализированных прокуратурах образуются кол- легии, являющиеся совещательными органами.

Вывод по вопросу: Конституция РФ определяет, что госу-

дарственная власть в Российской Федерации осуществляется на


основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судеб- ной власти именуются также государственными органами, они самостоятельны, независимы друг от друга и призваны выпол- нять задачи и функции государства. Органы Государственной противопожарной службы входят в структуру исполнительно- распорядительных органов государства.

Одно из центральных мест в деятельности государства и его органов занимает выполнение задач по обеспечению право- порядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов трудовых коллективов, государст- венных и негосударственных организаций, борьба с преступле- ниями и иными правонарушениями. Эти задачи – предмет забо- ты государства. В ст. 2 Конституции РФ указано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со- блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обя- занность государства». Эта же идея содержится в ст. 45: «Госу- дарственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется…». По сути своей эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все го- сударственные органы выполняли указанную функцию.

Для выполнения названных задач правоприменительной деятельности существуют конкретные органы, которые соот- ветственно и именуются правоприменительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни юристы относят к ним большее количество государственных органов, а другие – меньшее. Это различие мнений объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном поряд- ке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен и вопрос о понятии правоприменительной деятельности.


Правоприменительная деятельность – вид государст- венной правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органа- ми, путем применения юридических мер воздействия в стро- гом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

С учетом данного выше определения правоприменительной

деятельности и характеристики ее функций к правопримени- тельным органам можно относить прежде всего судебные орга- ны, органы юстиции, прокуратуру, органы дознания и предва-

рительного следствия, которые призваны выявлять и расследо-

вать преступления, а также некоторые другие виды правонару-

шений.

Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может при-

менять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви

государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права.

Суды выполняют правоохранительные функции в той час- ти, когда они защищают права и свободы человека, права и за- конные интересы предприятий, учреждений, организаций от противоправных посягательств. Вместе с тем, следует отметить, что судебная власть является самостоятельной ветвью власти, наряду с законодательной и исполнительной. Судебная власть – это независимая специфическая власть, которая осуществляет правосудие, т.е. занимается разрешением споров о праве на ос- нове действующего законодательства, рассматривает уголов- ные, гражданские, административные дела. У судов имеются особые, специфические задачи, полномочия, способы реализа- ции и деятельности, закрепленные в Конституции РФ (ст. 118,

123, 125–128).

Конституция РФ 1993 года (ст. 129, гл. 7) по необъяснимым причинам «наделила» судебной властью также и прокуратуру?!


Прокуратура РФ занимает центральное место среди госу- дарственных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность. На прокуратуру возложен, в присущих ей формах и методах, высший надзор за точным и единообразным испол- нением законов.

Существует и множество других правоприменительных ор- ганов, входящих в правоохранительную систему государства, способствующих правосудию в Российской Федерации. К ним относятся: милиция, органы Государственной противопожарной службы, органы государственной безопасности, внешняя раз- ведка, таможенные органы, государственный нотариат и дру- гие.

Такие органы государства, как прокуратура, милиция, орга- ны Государственной противопожарной службы, государствен- ной безопасности, внешней разведки, налоговые и таможенные органы рядом своих функций способствуют осуществлению правосудия (принимают меры к раскрытию преступлений, со- бирают доказательства виновности, изобличают виновных и т.п.), однако их деятельность не является правосудием. При- знать человека виновным в совершении преступления и под- вергнуть его уголовному наказанию может только суд.

Эффективность деятельности правоприменительных орга- нов государства зачастую зависит от четкого и слаженного взаимодействия между ними.

Деятельность правоприменительных органов направлена на охрану конституционного строя, политической и экономиче- ской системы Российской Федерации, прав и законных интере- сов физических и юридических лиц (политических и личных прав и свобод личности, прав и законных интересов предпри- ятий, учреждений и организаций, независимо от форм собст- венности), а также на всемерное укрепление законности и пра- вопорядка. Кроме того, деятельность этих органов также спо- собствует воспитанию граждан в духе добросовестного испол- нения своих конституционных обязанностей и соблюдения за- конов.


Таким образом, правоприменительные органы – это ор- ганы государственной власти, наделенные властно- принудительными полномочиями, действующие на основе законов Российской Федерации и выполняющие правоохра- нительные функции государства, основной функцией кото- рых является охрана общественного правопорядка, государ- ственной безопасности, защита граждан и организаций от противоправных действий.

В ряде случаев к правоприменительным органам относят

адвокатуру, а заодно и иные организационные формы оказания юридической помощи и ведения защиты по уголовным делам, хотя их едва ли можно называть государственными органами. Они представляют собой негосударственные образования, соз- даваемые для того, чтобы содействовать охране прав и закон- ных интересов человека и гражданина, государственных и него- сударственных учреждений. Другими словами, их задачи в зна- чительной мере сходны с задачами правоприменительных орга- нов. Ведущее место среди них занимает адвокатура с ее колле- гиями адвокатов – добровольными объединениями юристов, призванных выполнять важную правоохранительную функцию. К адвокатуре близко примыкают иные формы оказания юриди- ческой помощи, в том числе защиты по уголовным делам, по- лучающие все большее распространение в последние годы. Это кооперативы и иные виды предпринимательской деятельности, берущие на себя выполнение адвокатских функций.

Следовательно, правоприменительные органы – это госу- дарственные учреждения, основное предназначение которых – правоприменительная деятельность.

Вывод по вопросу: Правоприменительные органы – это

исполнительные органы государственной власти, наделенные властно-принудительными полномочиями, действующие на ос- нове законов Российской Федерации и выполняющие правоох- ранительные функции государства.

Основной функцией правоприменительных органов являет- ся охрана правопорядка, государственной безопасности, защи- щенности граждан и организации от противоправных действий.


Такие органы государства, как прокуратура, милиция, Го- сударственная противопожарная служба, таможенные органы и органы государственной безопасности рядом своих функций способствуют осуществлению правосудия (принимают меры к раскрытию преступлений, собирают доказательства, изоблича- ют виновных и т.п.), однако их деятельность не является право- судием. Признать человека виновным в совершении преступле- ния и подвергнуть его уголовному наказанию может только суд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: