Наряду с денежной формой социального обеспечения граждан — в виде пенсий и пособий — в Российской Федерации действует и широко разветвленная натуральная форма государственной системы социального обеспечения — в виде социального обслуживания и социальных услуг.
В федеральных законах, регулирующих общественные отношения по социальному обслуживанию граждан, нет однозначного указания на формы и виды социального обслуживания и социальных услуг. Так, в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусмотрены следующие формы социального обслуживания, стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов; полустационарное социальное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь и др. В других законах и подзаконных актах эти формы называются видами социального обслуживания.
Перечисленные формы социального обслуживания предоставляются гражданам в следующих типах учреждений:
- стационарные учреждения социального обслуживания;
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- центры социального обслуживания;
- социально-реабилитационные центры для детей и подростков (несовершеннолетних);
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению;
- центры экстренной психологической помощи по телефону;
- центры социальной помощи на дому;
- дома ночного пребывания;
- специальные дома для одиноких престарелых;
- геронтологические центры;
- иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Довольно сложно применять все перечисленные выше классифицирующие признаки рассмотренных государственных систем социального обеспечения по отношению к формам социального обслуживания. Поэтому изберем такие признаки, как организационно-правовые формы и категории лиц, подлежащих данному обслуживанию.
Исходя из этого, система социального обслуживания может состоять из следующих относительно самостоятельных систем:
- социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
- срочное социальное обслуживание;
- социально-консультативная помощь;
- социальная реабилитация инвалидов;
- социальное обслуживание семей с детьми.
Существует достаточно широкий перечень социальных услуг, предоставляемых пожилым, инвалидам, семьям с детьми и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конкретный вид таких услуг зависит от типа учреждения (или формы социального обслуживания), которое их оказывает.
Набор оказываемых гражданам услуг законодательно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. Такие перечни учитывают потребности проживающего населения на территории субъектов Российской Федерации.
Наиболее типичные из них:
- материально-бытовые услуги;
- услуги по организации питания, быта, досуга;
- социально-медицинские услуги; санитарно-гигиенические услуги;
- правовые услуги;
- реабилитационные услуги;
- ритуальные услуги.
Некоторые из них могут предоставляться гражданам в разных сочетаниях.
В свою очередь, используя названные классифицирующие признаки, системы социального обслуживания могут иметь свои соответствующие относительно самостоятельные системы, такие как:
- стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
- полустационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
- социально-медицинское обслуживание на дому пожилых и инвалидов.
В системе срочного социального обслуживания, находящейся в начальной стадии формирования, можно выделить подсистемы:
- временного приюта;
- бесплатной социально-консультативной помощи.
Систему социальной реабилитации инвалидов можно построить в виде следующих подсистем:
- медицинская реабилитация инвалидов;
- профессиональная реабилитация инвалидов;
- трудовое устройство инвалидов;
- протезно-ортопедическая помощь инвалидам;
- обеспечение инвалидов средствами передвижения.
Система социального обслуживания детей может быть представлена в виде таких подсистем:
- социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях;
- социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- социальное обслуживание детей в приемной семье.
Как мы видим, четко выраженной дифференциации государственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную системы нет. Вместе с тем существует такой вид обязательного социального страхования, как обязательное социальное страхование граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Это страхование рассматривается как самостоятельная страховая система в рамках общей системы обязательного социального страхования.
Логично было бы предположить, что есть отдельная страховая система социального обслуживания пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. Но такой самостоятельной страховой системы нет. Социальное обслуживание и социальные услуги таким пострадавшим гражданам оказываются учреждениями в формах и видах, изложенных выше. ФСС России производит страховое возмещение стоимости социального обслуживания и социальных услуг пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний по правилам, нормам и в порядке, установленным законодательством о данном виде обязательного социального страхования. (Об органах, осуществляющих социальное обслуживание пожилых и инвалидов, и организации их работы см. в главе 3 настоящего учебника.)