Определение скоростей и ускорений плоских рычажных механизмов методом планов
Данный метод позволяет вычислить величины скоростей и ускорений без использования аналитических зависимостей. Подробное изложение данного метода приведено в работах [1], [2]. Построение планов скоростей и ускорений выполним для кривошипно –ползунного механизма в положении, показанном на рис. 4.1.

Рис.4.1
Скорость точки А, принадлежащей звеньям 1 и 2, определим как окружную во вращательном движении:
. Вектор
направлен перпендикулярно ОА в сторону
. Для определения скорости точки В, принадлежащей звеньям 2 и 3, разложим движение звена 2 на переносное поступательное вместе с точкой А и относительное вращательное вокруг точки А. Тогда имеем
. (4.1)
В данном уравнении вектор
известен, линия действия
совпадает с линией движения ползуна, линия действия относительной скорости
перпендикулярна линии АВ шатуна.
Решение этого векторного уравнения производим графически путем построения плана скоростей (рис.4.2).
Из полюса р проводим отрезок р
произвольной длины, изображающий вектор
. Масштаб плана скоростей
. Рекомендуется при построении принимать
. Далее из полюса
проводим линию действия скорости
параллельно линии хода ползуна, а через точку
- линию действия
перпендикулярно АВ. Точка
пересечения двух линий определяет величины векторов.
;
.
Направление векторов
и
определяется по уравнению (4.1).
Угловая скорость шатуна
. Её направление определяется по направлению скорости
, приложенной в точке В.
Для нахождения вектора скорости точки С шатуна воспользуемся изображающими свойствами плана скоростей [1]. В соответствии с ними три точки одного звена на схеме механизма и три соответствующие точки на плане скоростей образуют подобные и сходственно расположенные фигуры. В данном случае три точки А, В, С шатуна находятся на одной линии. Следовательно, изображающая точка С на плане скоростей будет расположена между точками
и
. Её положение определится из соотношения:
. Вектор
проводим из полюса
в точку С.
.
Рис.4.2
Построение плана ускорений выполним для того же положения механизма (рис.4.1).
Ускорение точки А складывается из двух составляющих: центростремительного и вращательного.
.
Для упрощения задачи будем считать угловую скорость кривошипа
постоянной. Тогда угловое ускорение кривошипа
, и
. Следовательно,
.
Вектор
направлен параллельно ОА к центру вращения.
Определение ускорения точки В производится на основании разложения движения звена 2 на переносное поступательное с точкой А и относительное вращательное вокруг этой точки.
В соответствии с этим ускорение точки В определится из векторного уравнения 
Так как относительное движение - вращательное:
.
Тогда:
. (4.2)
Следует заметить, что кориолисово ускорение в данном случае равно 0, так как переносное движение поступательное.
Центростремительное ускорение
направлено параллельно шатуну от точки В к точке А.
.
Вращательное ускорение
перпендикулярно
. Линия действия
совпадает с линией движения ползуна. Решение уравнения (4.2) проводим графически путем построения плана ускорений (рис. 4.3).

Рис.4.3
Из полюса
проводим отрезок
произвольной длины, изображающий вектор
. Масштаб плана ускорений
. Рекомендуется при построении принимать
100мм. Далее, из точки
откладываем
в виде отрезка
параллельно АВ в направлении от точки В к точке А. 
Из точки
проводим линию действия
перпендикулярно шатуну АВ, а из полюса
линию действия
параллельно линии хода ползуна.
Точка
пересечения этих линий определяет величины ускорений.
,
.
Направление векторов
и
определяются по уравнению (4.2).
Угловое ускорение шатуна
. Его направление определяется по направлению ускорения
, приложенному в точке В.
Для нахождения вектора ускорения точки С шатуна воспользуемся изображающими свойствами плана ускорений, которые аналогичны свойствам плана скоростей [2]. Изображающая точка С на плане ускорений будет находиться между точками
и
. Её положение определится из соотношения:
.
Вектор
проводим из полюса
в точку С.
.