«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ»
ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи» - один из лидеров российского судостроения - имеет почти трехвековой опыт создания кораблей для Военно-Морского Флота.
Стратегической задачей верфей является сохранение ведущих позиций среди российских судостроительных предприятий на основе удовлетворения требований заказчиков.
Для решения этой задачи на предприятии создается и внедряется Система качества на базе требований стандартов ISO серии 9000 и государственных стандартов.
В области качества «Адмиралтейские верфи» ставят перед собой основные технические, экономические и социальные цели:
v строительство кораблей и судов, удовлетворяющих требованиям нормативно-технической документации и контрактов;
v совершенствование технологических процессов на базе принципиальных, уникальных технологий;
v расширение применения новых высококачественных материалов и оборудования на основе взаимодействия с разработчиками, контрагентами и поставщиками;
|
|
v уделять максимальное внимание обучению специалистов и рабочих для повышения сознания в области качества, безопасности продукции и охраны окружающей среды;
v повышение конкурентоспособности продукции на международном рынке;
v увеличение объема продаж и прибыли за счет расширения рынка сбыта, повышения качества продукции и снижения издержек производства;
v обеспечение рабочими местами, отвечающими стандартам безопасности труда и охраны здоровья;
v развитие духа сотрудничества между работниками предприятия.
Улучшение качества входит в сферу компетенции руководства предприятия, руководителей каждого подразделения и исполнителей, участвующих в реализации процедур Системы качества; каждый их них несет ответственность в пределах, установленных Системой. Для обеспечения выполнения требований Системы все работники предприятия проходят инструктаж по вопросам качества.
Я рассмотрел и одобрил изложенную выше политику и удостоверяю, что она имеет безоговорочную поддержку со стороны руководства предприятия.
Генеральный директор
На некоторых предприятиях по ремонту ПС уже столкнулись с рыночным перераспределением заказов на поставки железным дорогам запасных частей, коснувшимся пока высокотехнологичной продукции, выпуск некоторых видов которой освоил оборонный комплекс. В перспективе эта схема вытеснения конкурентов может распространиться и на ремонт ж.‑д. техники. Некоторые машиностроительные предприятия на своих производственных мощностях параллельно с выпуском новой продукции организовали ее ремонт.
|
|
По оценкам руководства Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ) «…полную ориентацию железных дорог на новых поставщиков запасных частей или отремонтированного ПС останавливает лишь высокая цена, традиционно сложившаяся в машиностроении. Сглаживание ценового фактора при высоком качестве ремонта усилит вытеснение предприятий отрасли с рынка заказов на ремонт железнодорожной техники» ("Экономика железных дорог", 2002, № 10, с. 94).
Некоторые руководители предприятий по ремонту ПС, понимая неизбежность конкуренции, начали реформировать управление производством, организовав структуры с функциями по управлению процессами, повышению статуса контроля, управлению закупками комплектующих, начали укреплять службы качества.
В целом, ориентация руководителей предприятий по ремонту ПС формируется в результате работы, направленной на подготовку к сертификации систем качества или производств по ремонту подвижного состава. Эта работа выполняется под контролем Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш" и Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш" в соответствии с Указанием МПС РФ № М‑211у от 03.02.2000 «О внедрении систем качества по ИСО 9000 и совершенствовании работ по сертификации».
Указание МПС России № М-211у от 03.02.2000
О ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ПО ИСО 9000
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
С целью реализации постановления Правительства РФ от 02.02.1998 № 113 в части осуществления поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, а также с целью совершенствования работ по сертификации, проводимых в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ), МПС РФ приказывает:
1. Считать важнейшей задачей руководителей департаментов, начальников управлений, руководителей организаций и предприятий МПС России, начальников железных дорог обеспечение организации и проведение работ по разработке и внедрению в подведомственных организациях и предприятиях систем качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 и документов ССФЖТ.
2. Руководителям Департамента технической политики В.С.Наговицыну и Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А.Матюшину:
v обеспечить разработку в 2000 г. основополагающих документов ССФЖТ по разработке и сертификации систем качества и производств;
v ввести в документы ССФЖТ требование об использовании начиная с 2003 г. при сертификации объектов железнодорожного транспорта схемы сертификации № 5, предусматривающей оценку соответствия объекта сертификации и сертификацию системы качества и производства.
3. Руководителям Департаментов …, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш", начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш"… довести до предприятий - поставщиков продукции, подведомственных организаций и предприятий, выпускающих изделия, подлежащие обязательной сертификации, информацию о введении с 2003 г. схемы сертификации № 5.
4. Начальникам железных дорог, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов "Вагонреммаш"…, начальнику Дирекции заводов по капитальному ремонту локомотивов и производству запасных частей "Желдорреммаш"… обеспечить подготовку подведомственных организаций, осуществляющих ремонт железнодорожных технических средств, к введению с 1 января 2004 г. обязательной сертификации систем качества и производств.
|
|
5.
6.
7. - 9.
("Экономика железных дорог", 2000, № 4, с. 77 - 78)
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» регламентировал основные понятия в области сертификации, виды сертификации и другие аспекты деятельности по сертификации.
«Сертификация» в переводе с латинского значит «сделано верно» (certum - верно, facere - делать).
Вступившим в силу в 2003 г. Федеральным Законом РФ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ) определено, что сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Ст. 20 этого Закона определяет формы подтверждения соответствия:
v добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации;
v обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) или в форме обязательной сертификации.
Для подтверждения полного соответствия сертифицированной продукции всем установленным требованиям используется выдаваемый по правилам соответствующей системы сертификации специальный документ - сертификат соответствия.
Схема 5 - самая сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества, либо сертификацию самого производства, более строгий инспекционный контроль, который выполняется в двух формах:
- как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому,
- как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.
Испытание типа - это испытание одного или нескольких образцов, являющихся его типовыми представителями.
Инспекционный контроль проводят после выдачи сертификата. Он может осуществляться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства).
|
|