double arrow

Организационные требования к уроку

1

Воспитательные и развивающие методы.

Дидактические

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

- формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.

- наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

- создание рабочеё дисциплины,

- использование средств обучения и информационных технологий,

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

4. Гигиенические требования к уроку:
1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8) соответствие классной мебели росту школьника.

5. Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
6. Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

В отечественной дидактике существует несколько видов классификации уроков, в том числе: по дидактической цели и месту в системе уроков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, 1957); по способам организации учебной деятельности учащихся (Д.М.Кирюшкин, 1958), по дидактическим целям и способам проведения урока (И.Н.Казанцев, 1956; И.Т.Огородников, 1968), по составным частям урока (С.В.Иванов, 1952, 1957), по содержанию и способам проведения урока (М.И.Махмутов, 1976-77), по дидактическим задачам урока (Н.М.Яковлев 1970), по способам организации учебной деятельности учащихся (Ф.М.Кирюшкин, 1958). Встречается типология уроков по цели организации занятий, обусловленной характером изучаемого материала (М.И.Махмутов, 1981; Ю.Б.Зотов, 1984).

Более обобщенная классификация уроков была предложена Н.М. Верзилиным с группой методистов по этапам образовательного процесса, т.е. по местоположению урока в системе уроков темы. Он различал уроки: вводные, уроки, раскрывающие основное содержание и обобщающие уроки.

Следует заметить, что единой, общепринятой типологии нет в настоящее время.

РАССКАЗАТЬ О 3 ТИПАХ УРОКОВ……

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

Типология уроков экологии. Определение типологии уроков по конкретному учебному предмету и предложение типологического разнообразия уроков не самоцель, а средство решения педагогических задач: учитель может использовать все разновидности, создав систему, дидактически грамотно решающую задачи обучения, развития и воспитания учащихся. В основе типологического разнообразия уроков экологии (по О.Н. Пономаревой, 2000) лежит определение дидактической цели и соответствующих ей способов организации работы на уроке: тип урока определяется его целью и способом организации процесса обучения, используемыми методами обучения.

Можно выделить

Основные типы уроков экологии:

1. Урок изучения нового материала

2. Урок, на котором имеет место закрепление и повторение знаний

3. Урок, имеющий целью обобщение и систематизацию материала (обобщающий)

4. Урок контроля и коррекции знаний

5. "Нестандартный урок"

6. Комбинированный урок

Многообразие уроков в практике обучения значительно шире всех существующих классификаций, к тому же далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде урок, который может быть отнесен к какому-либо типу. В связи с этим обозначилась тенденция подразделения типов уроков на их виды. Виды уроков отражают их разнообразие в пределах того или иного типа, и соответствуют методам и методическим приемам, используемым учителем на том или ином типе урока, а также средств обучения.

Для современных уроков характерна тесная взаимосвязь их типов и видов.

1

Сейчас читают про: