Важнейшей методологической проблемой прогнозирования мирового товарного рынка является правильное понимание случайности в ее диалектической связи с необходимостью. Случайность, как известно, есть одна из трех составляющих любого экономического процесса (закономерность, вероятность и случайность). Наличие ее нисколько не противоречит общим законам развития мировой экономики вообще и конкретно мирового товарного рынка в частности.
Случайность, разумеется, не означает беспричинность. Другое дело, что в реальной жизни то или иное явление может быть для нас крайне неожиданным; более того, часто истинные причины его появления также неизвестны, что и делает это явление по существу непредсказуемым. Используя в данном случае термин «случайность», мы тем самым как бы констатируем и отражаем ни что иное, как степень ограниченности нашего знания о предмете исследования и основных законах его развития.
Будущее развитие рынка, хотя и является следствием проявления объективных экономических законов в форме господствующей тенденции, все-таки носит вероятностный характер, т.е. не исключает различного рода случайностей. Отсюда, помимо выявления главных тенденций, важно раскрыть условия, при которых реально может сложиться та или иная конкретная цепь исторических событий в форме альтернативных вариантов развития рынка. Не менее важно в процессе разработки прогноза, особенно долгосрочного, отразить весь спектр возможных путей будущего развития рынка, выразив это в форме совокупности (веера) соответствующих предпосылок и ограничений.
|
|
Объективной базой научно обоснованного прогнозирования рынка вместе с тем является относительная устойчивость его свойств, а также связей и взаимоотношений его предшествующего состояния с последующим, относительная стабильность характера, направления и скорости изменения основных параметров системы и факторов ее формирования. Применительно к мировому товарному рынку это закономерно проявляется в цикличности его развития, известном наборе постоянно действующих факторов, повторяемости определенных реакций на аналогичные раздражители и т.п.
Экономика как большая система обладает значительной инерционностью. В полной мере это относится к объектам в сфере внешней торговли и в первую очередь к старым, устоявшимся, традиционным мировым рынкам основных сырьевых товаров, для развития которых даже в большей степени, чем для всей экономической системы в целом, характерен принцип значительной инерционности.
Качество и надежность прогнозирования в существенной мере зависят от степени инерционности изучаемой экономической системы, соотношения ее динамической и статической составляющих, и вполне логично, что возрастание периода (горизонта) прогнозирования означает увеличение объективных возможностей существенного изменения внутренней структуры явления и основных тенденций его развития, что, в свою очередь, неизбежно ведет к уменьшению надежности прогноза.
|
|
В связи с рассматриваемым вопросом возникает еще одна чрезвычайно важная методологическая проблема оценки качества и надежности прогнозирования — определение максимальных пределов возможного горизонта научно обоснованного прогноза. Вполне очевидно, что в общем случае пределы надежного горизонта прогнозирования должны быть прямо пропорциональны степени инерционности объекта и уровню наших знаний о закономерностях его развития. Определение надежных количественных характеристик инерционности применительно к различным объектам прогнозирования позволило бы на принципиальном уровне решить проблему противоречий между желаемым и оправданным периодом прогнозирования. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно оценивать фактические результаты и ошибки прогнозирования на строго количественной основе. В настоящее время, однако, эта проблема еще находится в стадии поиска надежных методологических решений.
Под инерционностью мирового товарного рынка, как уже отмечалось, понимается способность рынка как большой системы сохранять неизменной в течение какого-то времени свою организационно-функциональную структуру. Она может выражаться в различных формах. Так, экономико-математические многофакторные модели регрессионного типа учитывают тип инерционности, базирующийся на сохранении внутренней взаимосвязи между основными факторами формирования рынка и их запаздывающем влиянии на динамику мировых цен (эффект временного лага). Параметрические модели, напротив, используют инерционность, присущую всей системе в целом, что близко по аналогии с физическим пониманием термина «инерционность», и базируются на сохранении статистической зависимости между текущими значениями прогнозируемой величины (динамического ряда), в частности, мировой цены во времени. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в процессе анализа фактических ошибок прогнозирования мировых рынков промышленного и сельскохозяйственного сырья в следующем разделе настоящей работы.
Что касается времени упреждения, т.е. горизонта прогнозирования, то вполне очевидно, что чем оно больше, тем меньше будет ожидаемая надежность прогноза. Например, точность прогнозов научно-технического развития, как утверждает ряд исследователей, убывает обратно пропорционально квадрату времени упреждения.
Известное влияние на точность прогнозирования оказывает и продолжительность базового периода, а также его соотношение с горизонтом прогнозирования. Вполне очевидно, что представительность базового периода с точки зрения отражения основных черт исследуемого объекта определяет в решающей степени адекватность модели, построенной на основании соответствующей статистической информации, изучаемому явлению. В этой связи приходится сталкиваться со сложной и противоречивой дилеммой. С одной стороны, необходимо стремиться к тому, чтобы этот период был в достаточной мере продолжительным, ибо с чисто статистической точки зрения от числа членов выборки будет зависеть и надежность всех статистических критериев, характеризующих математическую модель. С другой стороны, базовый период не должен быть и излишне продолжительным, поскольку необходимо по возможности в первую очередь рассматривать и учитывать новейшие и перспективные тенденции, не принимая во внимание те, которые были, напротив, характерны для слишком далекого прошлого. Кроме того, необходимо, чтобы базовый период охватывал бы однородную по характеру выборку, развитие явления было устойчивым и логичным и в нем отсутствовали бы резкие всплески и падения, происходящие под влиянием разного рода случайных внешних факторов, вероятность повторного воздействия которых в будущем очень незначительна.
|
|
Существенными факторами определения оптимальной длительности базового периода являются также ограничения, обусловленные наличием надежной и достоверной статистической информации и требованиями к ней со стороны прогностического инструментария.
Вполне понятно, что успешное решение всего комплекса вопросов, связанных с оценкой и достижением желаемой надежности прогнозирования, невозможно без предварительного глубокого качественного анализа всей совокупности факторов и закономерностей развития исследуемого явления. На этой стадии особенно явно ощущаются тесная внутренняя взаимосвязь и переплетение качественных и количественных методов изучения и прогнозирования мирового рынка.
Все виды прогнозов нуждаются в периодическом уточнении и дополнении. Иными словами, процесс прогнозирования, как и последующего планирования, должен быть непрерывным. Не составляет исключения и прогноз, построенный с помощью экономико-математических моделей, который должен время от времени обязательно корректироваться, так же как и сама экономико-математическая модель регулярно подновляться и перестраиваться по мере поступления последней, более свежей статистической информации.
Специфика составления прогнозов, особенно долгосрочных, состоит еще и в том, что их эффективное использование в процессе планирования и управления внешнеэкономической деятельностью достигается только в случае целенаправленного предвидения нескольких вариантов развития мирового товарного рынка. Только многовариантный прогноз в состоянии учесть весь спектр возможных изменений, условий, новых обстоятельств и прочие. По мере появления таких изменений разработчик прогноза обычно переходит от одного варианта к другому, сохраняя при этом для пользователя возможность оптимального управления процессом.
|
|
Объективная оценка полученных результатов прогнозирования предполагает ответы на два ключевых вопроса:
►во-первых, как взвешенно оценить качество прогноза, степень его надежности и сбываемости по истечении периода прогнозирования;
►во-вторых, что особенно важно, как оценить качество прогноза на момент его разработки, т.е. еще задолго до его фактической реализации. И возможно ли последнее в принципе?
Практика свидетельствует, что получить исчерпывающие однозначные ответы на оба эти вопроса удается далеко не всегда даже в том случае, когда речь идет о пассивных прогнозах, не говоря уже об активных и их вариантах. Здесь возможно несколько методологических подходов.
Рассмотрим наиболее простой и очевидный случай, когда рассматривается вопрос оценки пассивного прогноза, носящего предсказательный характер (в нашем случае это будет, например, наиболее вероятный вариант конъюнктурного, т.е. краткосрочного прогноза цен мирового рынка) на момент истечения прогнозного периода, иначе говоря, по факту его исполнения.
В этом случае в распоряжении исследователя имеется информация во всей ее полноте: фактическая (истинная) информация о динамике и уровне мировых цен и, естественно, прогноз этих цен, сделанный ранее. Уже простое статистическое сопоставление этих данных позволяет легко рассчитать ошибку прогноза (в %); чем она меньше, тем больше оснований утверждать, что прогноз оправдался. Интересным, однако, представляется не только абсолютный уровень совпадений, но и степень совпадения фактических и прогнозных тенденций цен, что принципиально важно даже в том случае, если ошибка прогноза была весьма значительной. Строго говоря, с позиций участника внешнеэкономических связей — пользователя прогнозов именно совпадение прогнозной и фактической тенденций существенно важнее, чем уровень абсолютной ошибки.
В дополнение к сказанному в процессе рассмотрения прогнозного результата полезно привлечь также и какие-либо сторонние аналогичные прогнозные оценки, сделанные другими, независимыми разработчиками, сопоставить их со своими собственными и в итоге получить дополнительные аргументы при оценке степени сбываемости и качества рассматриваемого прогноза.
Такого рода подход в целом позволяет обеспечить объективную оценку качества прогнозной разработки, хотя при этом вне рассмотрения все-таки остаются многие вопросы: о правильности и ошибочности основных предпосылок, принятых разработчиком в процессе прогнозирования, полноте и достоверности исходной информации и многое другое.
Рассмотрим другой, более сложный, но также типичный случай, когда разработчик предложил несколько вариантов прогноза мирового рынка, дав каждому из них соответствующую вероятностную оценку и четко сформулировав при этом принятые им предпосылки и гипотезы применительно к каждому из вариантов. В этом случае оценки качества прогнозного исследования в соответствии с фактическими (истинными) реалиями развития рынка должны происходить уже по двум самостоятельным направлениям: по абсолютной ошибке (в %), т.е. так, как это делалось в первом случае, и в сравнении принятых автором прогноза предпосылок и гипотез с теми факторами и обстоятельствами, которые фактически формировали исследуемой рынок в течение рассматриваемого прогнозного периода.
Ответ на первый вопрос особых затруднений не вызывает, что же касается второго, то здесь делать соответствующие сопоставления и оценки существенно сложнее, поскольку речь идет, как правило, о неформализуемых, сугубо качественных категориях, сравнительная оценка и сопоставление которых могут быть крайне субъективными и неоднозначными. В итоге, имея даже очень незначительную статистическую разницу (ошибку) в сравнении прогнозных и фактических параметрах, но совершенно разные, по сути и содержанию предпосылки прогноза и фактические обстоятельства, его реально формировавшие, мы вынуждены сделать нелицеприятный вывод о полной несостоятельности, плохом качестве рассматриваемого прогноза, а совпадения его количественных характеристик признать совершенно случайными.
Парадоксальность ситуации этим вовсе не исчерпывается. Справедливости ради следует признать, что хорошее совпадение прогнозных и фактических тенденций рынка уже само по себе может обеспечить пользователю возможность эффективного выступления на рынке, независимо от того, какие при этом были заложены предпосылки (правильные или ошибочные) в процессе разработки прогноза. Такого рода ситуация типична для долгосрочного прогнозирования мирового рынка, когда предуказательный характер возможных вариантов прогноза требует тщательного рассмотрения большого числа предпосылок и гипотез, часто не совпадающих и даже противоречащих одна другой.
С позиций внешнеэкономической практики наибольший интерес представляет попытка иметь конкретное суждение о степени надежности прогноза по мировому рынку на момент его разработки, т.е. тогда, когда прогнозные оценки еще не с чем сопоставлять — все это еще только впереди. Вместе с тем, осуществлять планирование своей внешнеэкономической деятельности начинать нужно уже сейчас, немедленно. В этом случае знание степени надежности имеющихся прогнозов может интерпретировать как косвенную оценку уровня тех рисков, с которыми данный участник международной торговли столкнется в процессе необходимой в настоящий момент реализации своих управленческих решений.
Априорная оценка качества и надежности таких прогнозов может практически всегда носить сугубо качественный характер и быть получена исключительно в процессе экспертного анализа, в рамках неформальных процедур. Основными обстоятельствами, которые при этом необходимо учитывать, будут следующие:
►имеющийся уровень знания и понимания особенностей исследуемого объекта, основных тенденций его развития и факторов формирования;
►фактическое наличие разнообразной и достоверной исходной информации за достаточно продолжительный базовый период;
►возможность использования в процессе разработки прогнозов коллектива опытных, высококвалифицированных экспертов и других специалистов, владеющих современным комплексом методов прогнозирования, включая методы экономико-математического моделирования;
►возможность обеспечения всего процесса разработки прогноза соответствующими материальными и техническими средствами, а также временем, необходимым и достаточным для эффективной организации всей работы.
Что же касается оценки качества и надежности не пассивных, а активных прогнозов по мировому рынку, то здесь, помимо методических соображений, высказанных ранее для пассивных прогнозов, задача еще более усложняется:
► необходима дополнительная оценка реальной эффективности тех управленческих мер и решений, которые были специально приняты разработчиком в целях прямого или косвенного обеспечения соответствующего прогнозного результата, что уже само по себе является самостоятельной и весьма сложной проблемой,
С позиций пользователя внешнеэкономического прогноза идеальным, надежным, хорошо оправдавшимся прогнозом мирового рынка может быть признан тот, который обеспечивает полное совпадение прогнозной и фактической тенденций рынка (повышательной или понижательной), соответствие принятых ранее предпосылок и гипотез реальным обстоятельствам развития объекта и, разумеется, минимальную ошибку прогнозирования, т.е. расхождение между прогнозными и фактическими результатами.
Таким образом, успех прогнозной разработки, высокая надежность и качество прогноза должны обеспечиваться большим числом условий и требований, сформулированных выше. Вместе с тем малообоснованная, ненадежная прогнозная информация, как показывают отечественный и зарубежный опыты, неизбежно приводит в итоге к еще большим ошибкам и неоправданным материальным затратам, чем даже ее полное отсутствие.