Необходимость планирования в экономической организации

Управленческое понимание планирования. Планирование - это предвидение

Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достиже­ния определенных целей.

Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы.

1. Где организация находится в настоящее время (экономи­ческая позиция предприятия), каковы итоги и условия ее деятельности?

2. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в даль­нейшем осуществляются организация запланированных работ, моти­вация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Один из "отцов" современного менеджмента А. Файоль отме­чал: "Управлять - это предвидеть", а "предвидеть - это уже почти

действовать".

Планирование - это не просто умение предусмотреть все необ­ходимые действия. Это также способность предвидеть любые не­ожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить реек в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффек­тивного предвидения.

Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что от­сутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если he краха их.

Как показала практика, применение планирования создает сле­дующие важные преимущества:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет возникающие проблемы;

• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

• улучшает координацию действий в организации;

• создает предпосылки для повышения образовательной под­готовки менеджеров;

• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходи­мой информацией;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

• улучшает контроль в организации.

Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателей. Некоторые спе­циалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость., Однако дальше отдельных предположений дело не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являют­ся следствием предпринимательского таланта, энергичного и реши­тельного руководства фирмой. Более того, многие предприятия,

в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, ко­гда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

* Тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением формального планирования подтверждает исследование, про­веденное английским специалистом по планированию Р. Фин­ном. Он исследовал деятельность по планированию в 56 анг­лийских фирмах: как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж: внут­рифирменного планирования и его эффективность (в диапа­зоне от крупного успеха до неудачи). Результаты исследова­ния приведены в табл. 1.

Как видно, ни одна из фирм не связала применение плани­рования с неудачами в своей деятельности. Можно предполо­жить, что отдельные неудачи все-таки были и скрываются они в строке "Ограниченный успех".*

Таблица 1

Последствия применения планирования Продолжительность опыта планирования (в годах) Число фирм (случаев)
‹2 2-5 6-10 ›10
Крупный успех Успех Ограниченный успех Неудача          
Число фирм (случаев)          

Таблица показывает:

успех приносит долговременный опыт планирования (по крайней мере, такой опыт, который превышает 2 года), то есть серьезный и настойчивый подход к применению планирования;

• планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в 6 случаях из 100),

в целом планирование создает скорее преимущества, чем отрицательные эффекты, даже если определить ограниченный успех как относительную неудачу, по-ф ложителъные последствия относятся к отрицательным как 60 (6 + 54) к 40 (40 + 0) случаям. *

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуж­дающиеся в применении планирования.

1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности. многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных со­временному рыночному хозяйству.

Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес - это умение "крутиться", правильно ори­ентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное вни­мание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее многие из крупных частных фирм начата создавать подразделения пла­нирования или, по крайней мере, вводить должность плановика.

2. Государственные и бывшие государственные, ныне прива­тизированные, предприятия. Для них функция планирования яв­ляется традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к период централизованно управлявшейся экономики. От­сюда планирование на этих предприятиях носило вторичный ха­рактер, отражало плановую деятельность на центральном и отрасле­вом уровнях, а следовательно, не предполагаю серьезного умения ана­лизировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Современный рынок предъявляет особые требования к пред­приятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного приме­нения планирования. Определим основные факторы возрастающей роли планирования в условиях современного рыночного хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: