Планирование как антипод механизма цен

Общеэкономическое понимание планирования.

Что такое планирование

Понятие "планирование деятельности фирмы" имеет два смысла.

Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.

Второй - конкретно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее пред­приятия и использовать это предвидение.

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Воз­можность планирования как конкретного вида деятельности выте­кает из природы фирмы, напрямую определяется общими условия­ми хозяйствования.

Весь материал - это показ конкретных способов и методов планирования как управленческой функции. Но для серьезного по­нимания смысла планирования необходимо определить обе его стороны.

С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок.

В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребле­ния товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, по­скольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окру­жающем мире рынка фирма - всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею.

Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитет­ными решениями предпринимателей и менеджеров. Предпринима­тель осознанно определяет основные направления внутрифирмен­ной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы ос­новывается на системе плановых решений.

* Так, например, работник автомобильного завода X:

а) занят производством корпуса, а не мотора машины;

б) окрашивает этот корпус в зеленый, а не в красный цвет;

не потому, что такой выбор действий ему подсказала

система цен, не в силу личной выгоды, а потому,

что таково волевое решение руководства завода.

Таким образом, участники внутрифирменной деятельности те­ряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не за­висимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

Почему планирование как система волевых, сознательно при­нимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы?

У экономистов есть несколько ответов на этот вопрос.

1. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к мини­муму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.

2. Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы все действия внутри фирмы совершались на основе купли-продажи. Ведь всякой торговой сдел­ке (трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные из­держки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли-продажи, предприятие устраняет допол­нительные затраты.

Осуществляя административную функцию, связанную с воле­вым руководством принятием решений, предприниматель зани­мается планированием также в более узком смысле как разновидно­стью управленческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: