Формальное, то есть сознательно, при помощи особых метод организованное, планирование является только одной из форм принятия управленческих решений. Помимо формального планирования практически каждый менеджер использует так называемое "интуитивное предвидение", то есть планирование, основанное на опыте руководства, его "трезвом расчете", а также на совокупности индивидуальных качеств, иногда описываемых как инстинкт, находчивость. творческие способности (креативность), особое чутье (нюх) и т.п. и ассоциирующихся с одаренными предпринимателями.
Интуитивное планирование может успешно сочетаться с формальным планированием, а в некоторых случаях оно оказывается более эффективным. Во многих случаях действительность ограничивает возможность формального планирования и, наоборот, делает предпочтительным планирование интуитивное. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в самой природе рынка. Каждая рыночная ситуация является сочетанием неповторимых, уникальных обстоятельств. В то же время методы фopмaльного планирования - это обобщение типичных, повторяющие черт рыночных явлений, и поэтому они не могут стать ключике открывающим тайну уникальности. Здесь лучшим помощник оказывается интуитивное, или "неявное", по выражению Л. Хайека знание ситуации.
|
|
* Так, вступая в сделку с новым, не знакомым ранее партнером, предприниматель не всегда может получить о нем всю необходимую информацию, несмотря на то, что сбором подобной информации занимается целый ряд коммерческих и государственных структур. Однако интуиция предпринимателя, его жизненный опыт, понимание людей могут помочь ему верно оценить потенциального партнера и перспективы их будущих отношений.
Другим примером применения интуитивного знания являются результаты исследований прогнозов будущих цен, проведенных в США в период 1956-1980 гг. Исследования показали, что наиболее точными предсказателями оказались простые обыватели, а не ученые и бизнесмены, располагавшие большими знаниями, информацией. Очевидно, что причиной успеха предсказания стал житейский опыт, интуиция рядовых граждан. *
Еще одной причиной сокращения сферы формального рационального планирования в пользу интуитивного является то, что менеджер - это человек с характерными для него страхами, внезапными вспышками надежды и другими не полностью поддающимися контролю сознания эмоциями. И очень часто принятие решений о будущем связано с такими эмоциями. Характерным примером иррационального поведения в финансовой сфере являются действия в случаях биржевых паник или, наоборот, спекулятивных бумов, охватывающих различные биржи мира и связанных с массовыми сдвигами в психологическом состоянии участников биржевой деятельности.