Принцип единства

В экономической организации

Принципы планирования

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрица­тельных результатов планирования.

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа плани­рования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер. _, Понятие "система" означает:

- существование совокупности элементов;

- взаимосвязь между ними;

- наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

Как основные составляющие понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Их можно описать, используя категории "координация" и "интеграция".

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее и отдельные части процесса плани­рования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производст­венного отдела, финансового отдела и т.д.).

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации "становятся возможны­ми в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.

Координация плановой деятельности отдельных функцио­нальных подразделений выражается в том, что:

• деятельность ни одной части организации нельзя планиро­вать эффективно, если такое планирование не связано с пла­новой деятельностью отдельных единиц данного уровня;

• всякие изменения в планах одного из подразделений долж­ны быть отражены в планах других подразделений.

Таким образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии.

* Рассмотрим пример действия координации планирования фирмы "Сирин-графика". Отдел маркетинга запланировал увеличить сбыт конечного продукта - компьютерных техно­логий - на 1/5 f no сравнению с предыдущим годом. Однако план не был выполнен, несмотря на добротную организацию всего комплекса маркетинговой деятельности: качественно? исследование маркетингового рынка, умелую рекламу, личные встречи с покупателями и т.д. Исследовательская группа, созданная в отделе, определила, что увеличения сбыта не произошло, потому что часть потенциальных покупателей предпочла продукцию фирм "Алконост-графика" и "Финист-графика". Продукция этих фирм отличалась большей про­стотой процесса и более широкими возможностями примене­ния компьютерных технологий. Группа представила началь­нику отдела маркетинга выводы и рекомендации включить в обсуждение вопроса производственное подразделение. Он не сразу согласился с рекомендациями своих сотрудников, по­скольку считал, что отдел может справиться с поставлен­ной руководством проблемой собственными силами. Однакоанализ сбыта по-прежнему оставался неутешительным. То­гда рекомендации специалистов были переданы руководству производственного звена - отдела, производящего компью­терные технологии. Отдел компьютерных технологий выяс­нил, что квалификация его сотрудников позволяет выпускать, конкурентоспособную продукцию, но для этого нужно оборудование более высокого класса. Задача поиска и закупки тако­го оборудования, в свою очередь, была поручена отделу снаб­жения. Так, планы отдела маркетинга оказались взаимосвя­занными с планами других функциональных подразделений, и изменения в сфере сбыта повлекли за собой изменения в дру­гих сферах деятельности фирмы. *

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в орга­низации существует разнообразие относительно обособленных про­цессов планирования и частных планов подразделений, то есть раз­нообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем дей­ствует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом. Все планы, созданные в организации, - это не просто совокуп­ность, набор документов, это их взаимосвязанная система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: