Принцип участия

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Прин­цип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планиро­вания должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, на­зывают паршисипативным.

Каковы выгоды реализации принципа участия?

Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию об организации, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифир­менной информацией облегчается.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетво­рение собственным потребностям работников. У каждого из работ­ников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективно­му труду, укрепляется командный дух в организации.

*Энергичная и образованная женщина - директор магазина в одном из подмосковных городков - ищет способ пробудить твор­ческую инициативу у своих работников - молодых продавщиц, которые к выполнению обязанностей относятся равнодушно, не проявляют заинтересованности в активной работе с покупате­лями. Чтобы разбудить инициативу, директор повышает им зарплату и одновременно пытается вовлечь их в совместное проведение досуга: посещение кинотеатра, экскурсии. Однако уровень заинтересованности в труде существенно не возраста­ет, а к похода» в кино и к экскурсиям девушки относятся как к неизбежному выполнению указаний начальства.

Чтобы повысить привлекательность культурных меро­приятий, директор обещает девушкам дополнительные вы­платы за самостоятельную организацию досуга для коллек­тива. Одновременно она обращается к консультанту по управлению, чтобы проверить правильность своих действий. Консультант подтверждает правильность вывода директо­ра о том, что работники реагируют не только на денежные стимулы, но и на другие возможности удовлетворения своих потребностей: возможности общения, развития собственной личности и т.д. Однако в попытке реализовать это верное представление директор допустила несколько ошибок:

- она решала все проблемы за счет увеличения денежного вознаграждения. Но даже если этот метод поощрения даст на первых порах положительные результаты, то впоследствии возможности его применения резко снизятся, так как финансовые ресурсы организации, особенно моло­дой, только пробующей себя в частном бизнесе, весьма ог­раничены;

- хотя совместное проведение досуга, налаживание друже­ских контактов положительно влияют на настроение ра­ботников, сами по себе они не могут повысить производи­тельность в организации. Хорошие межличностные от­ношения в менеджменте относят к гигиеническим факто­рам, которые создают благоприятную внешнюю среду для деятельности, снижают чувство неудовлетворенности тру­дом, но не могут вызвать удовлетворения работой. Удовле­творение работой, а значит, повышение производительно­сти труда, связано с характером и сущностью работы. Поэтому основной рекомендацией консультанта директору был совет: "Активно привлекайте своих сотрудников к плани­рованию деятельности предприятия и реализации этих пла­нов. Пусть каждый работник почувствует, что он вносит серьезный вклад в определение и решение основных задач сво­ей организации, что его мнение уважают, что он несет вы­сокую ответственность за решение деловых вопросов: тогда повышение производительности организации превратится в удовлетворение личных потребностей работников, потребно­стей в интересной, насыщенной и ответственной работе ". *

В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, органи­зация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих бу­дущих задач.

В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, - оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

Как организовать партисипативное планирование? Если орга­низация невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между руковод­ством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками.

Практическое участие коллективов работников в планирова­нии может быть организовано в рамках таких структур, как кружки качества.

* Кружки качества возникли в начале 60-х годов в Японии как реакция на весьма посредственный уровень японских товаров. Говорят, что до второй мировой войны слова "сделано в Япо­нии" означали дешевые и низкокачественные товары. Эта ситуация напоминает сегодня положение в китайском, а от­части и в молодом российском бизнесе. Кружки качества бы­ли введены для осуществления внутреннего контроля за каче­ством, то есть контроля со стороны самих рабочих, без внешнего давления на них для решения этой проблемы.

Кружок качества представляет собой небольшую (6-10 че­ловек) группу работников одного производственного уровня, которые осуществляют анализ проблем, связанных: с их рабо­той. В современных условиях сфера деятельности кружков качества гораздо шире, чем это обозначено в их названии.

Обсуждение стратегии контроля за качеством в кружках дополняется изучением наиболее важных вопросов повышения общей производительности фирмы. Работники привлекаются к коллективному анализу инновационных, технологических, образовательных проблем, что создает атмосферу новатор­ства и творческого поиска в решении основных задач дея­тельности фирмы.

Иногда собрания кружков проводятся на добровольной ос­нове, в нерабочее время. В некоторых случаях руководство компаний самостоятельно организует деятельность кружков качества и разрешает проводить их в рабочее время, а уча­стие в собраниях после завершения рабочего дня оплачивается как сверхурочные. *

В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы более жесткие, верти­кально построенные структуры, которые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: