double arrow

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЫНОК. ИНСТИТУТЫ РЫНКА

Рынок - это место купли и продажи товаров.

Рынок - сфера обращения (обмена) товаров, включающая в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

2) объекты (различных видов рынка товаров);

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

Институты рынка:

а) частная собственность;

б) свобода предпринимательства и выбора;

в) личный интерес как главный мотив поведения;

г) конкуренция;

д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

е) ограниченная роль государства.

Виды рынков в зависимости от анализируемого признака.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских товаров и услуг:

- рынок продовольственных товаров;

- рынок непродовольственных товаров;

- рынок услуг.

2) Рынок факторов производства:

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства;

- рынок сырья.

3) Финансовый рынок:

- фондовый рынок (ценных бумаг);

- денежный рынок (депозитов, валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли;

- рынок недвижимости;

5) Информационный рынок:

- рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

1) локальный или местный рынок;

2) региональный рынок;

3) межрегиональный рынок;

4) национальный рынок;

5) международный рынок;

6) мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Функции рынка:

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей;

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя

В-пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В-шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы.

Преимущества рынка:

1) свобода действий производителей и потребителей;

2) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

3) способность оперативно удовлетворять возникающие потребности и стимулировать улучшение качества продукции;

4) эффективно распределять ограниченные ресурсы и использовать достижения научно-технического прогресса.

Недостатки рынка.

Во-первых, на рынке не учитываются экологические потребности людей.

Во-вторых, существуют социальные, общественные потребности населения страны в целом.

В-третьих, любая рыночная экономика не может функционировать без денег.

В четвертых, рынок порождает социальное неравенство.

Минимальные функции государства в условиях рынка заключаются в следующем:

- регулирование экологического баланса в обществе;

- снабжение населения общественными товарами и услугами (охраны границ и внутреннего общественного порядка и т.д.);

- распределение доходов между различными группами населения.

- обеспечение экономики нужным количеством денег, и контроль за изменением массы денег в обращении.

Спрос - желание и возможность приобретать товары, исчисляемое, как правило, за определенный промежуток времени. Под спросом всегда подразумевается платежеспособный спрос.

Анализ потребности в приобретении некоторых благ

Примеры высказанных потребностей Затраты на приобретение благ Заменители блага Ожидаемые дополнительные затраты и выгоды в сравнении с субститутами
1. Для обеспечения пожарной безопасности требуется, чтобы в каждой квартире было по два выхода Второй выход потребует за траты на устройство второй лестницы, ее освещение, дополнительную охрану от взломщиков Огнетушители, автоматическая система пожаротушения При сравнении расходов на устройство второго выхода с расходами на приобретение огнетушителей или автоматической системы пожаротушения выявляется, что приобретение заменителей более выгодно
2.Нам нужен новый автомобиль Придется пожертвовать поездкой в очередной отпуск, новой одеждой, походами в кино и т.д. Капитальный ремонт старого автомобиля     Выгоднее приобрести новый автомобиль, кроме этого при наших доходах и положении в обществе старый автомобиль не престижен
Цена молока, руб./литр Величина спроса каждого покупателя, л. Величина рыночного спроса, литр
1-й покупатель 2-й покупатель 3-й покупатель

Величина спроса (объем спроса) - количество благ, которые покупатель желает и готов приобрести по определенной цене за некоторый период времени.

Отрицательный наклон кривой спроса обусловлен:

А) законом убывающей предельной полезности;

Б) эффектом дохода и эффектом замещения.

Согласно закону убывающей предельной полезности, чем большее количество блага потребляет человек, тем меньше предельной полезности приносит каждая дополнительная единица блага. Таким образом, по мере увеличения количества приобретаемых благ и снижения предельной полезности, покупатель согласится купить дополнительное количество только при более низкой цене.

Эффект дохода означает, что покупатель при более низкой цене может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от покупки других товаров.

Эффект замещения выражается в том, что если цена на данный товар падает, то покупатель готов заменить им аналогичные товары (субституты), которые при этом относительно подорожают, при этом полезность приобретаемых благ не изменяется.

Р Р

 
 


D2 D2

D1 D1

 
 


Q Q

а) увеличение спроса б) сокращение спроса

Неценовые факторы изменения спроса:

1) вкусы или предпочтения покупателей;

2) число потребителей на рынке;

3) денежные доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары;

5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Предложение – это желание и возможность продавца предложить товар, исчисляемые за определенный промежуток времени. Предложение отражает поведение потенциальных (возможных) и фактических производителей товара. Количество товара, которое готовы предложить к продаже продавцы по определенной цене называется величиной предложения.

P

S

 
 


Q

Индивидуальное и рыночное предложение

Цена молока, руб./литр Величина предложения каждого продавца, литр Величина рыночного предложения, литр
1-й продавец 2-й продавец 3-й продавец

Р Р

S1 S2 S2 S1

       
   


Q Q

а) увеличение предложения б) сокращение предложения

Факторами, влияющими на изменение предложения, являются:

1) технология производства;

2) цены на ресурсы;

3) налоги и дотации;

4) цены на другие товары;

5) ожидание изменения цены в будущем;

6) число продавцов на рынке.

Цена молока, руб./литр

 
 


D S

3,0

60

Количество молока, литр

Рыночный спрос и рыночное предложение молока в неделю

Цена руб./литр Величина спроса в неделю, л. Величина предложения в неделю, л. Излишек (+), дефицит (-) товаров на рынке, литр
+50
+27
-40
-90

Р

излишки

 
 


Р1

Р2

дефицит

Q

P1 – цена выше равновесной.

Р2 – цена ниже равновесной.

Изменение объема спроса в %

Коэффициент ЦЭС = --------------------------------------

Изменение цены в %

∆ Q P1

Е ЦЭС= ------ * -----, где

∆ P Q1

Е ЦЭС - коэффициент эластичности

∆ Q - изменение объема спроса;

∆ P - изменение цены;

P1 – первоначальное значение цены;

Q1 – первоначальное значение объема спроса.

если ЕЦЭС >1, спрос является эластичным;

если ЕЦЭС <1, спрос является не эластичным;

если ЕЦЭС =0, спрос является абсолютно эластичным;

если ЕЦЭС =∞, спрос является абсолютно эластичным;

если ЕЦЭС =1, спрос характеризуется единичной эластичностью.

Р

 
 


D 1 D 2

Q

Факторы ценовой эластичности спроса относятся:

1. Принадлежность товара к группе товаров первой необходимости или предметам роскоши.

2. Количество заменителей у товара.

3. Доля в бюджете домохозяйства, расходуемая на приобретение товара.

Изменение объема предложения в %

Коэффициент ЦЭП = ----------------------------------------------

Изменение цены в %

∆ Q P1

Е ЦЭП= ------ * -----, где

∆ P Q1

Е ЦЭП - коэффициент эластичности

∆ Q - изменение объема предложения;

∆ P - изменение цены;

P1 – первоначальное значение цены;

Q1 – первоначальное значение объема предложения.

если ЕЦЭП>1, предложение является эластичным;

если ЕЦЭП <1, предложение является не эластичным;

если ЕЦЭП =0, предложение является абсолютно эластичным;

если ЕЦЭП =∞, предложение является абсолютно эластичным;

если ЕЦЭП =1, предложение характеризуется единичной эластичностью.


Сейчас читают про: