РЫНОК. ИНСТИТУТЫ РЫНКА
Рынок - это место купли и продажи товаров.
Рынок - сфера обращения (обмена) товаров, включающая в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.
1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
2) объекты (различных видов рынка товаров);
3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;
5) механизм ценообразования.
|
|
Институты рынка:
а) частная собственность;
б) свобода предпринимательства и выбора;
в) личный интерес как главный мотив поведения;
г) конкуренция;
д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
е) ограниченная роль государства.
Виды рынков в зависимости от анализируемого признака.
По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.
1) Рынок потребительских товаров и услуг:
- рынок продовольственных товаров;
- рынок непродовольственных товаров;
- рынок услуг.
2) Рынок факторов производства:
- рынок рабочей силы;
- рынок средств производства;
- рынок сырья.
3) Финансовый рынок:
- фондовый рынок (ценных бумаг);
- денежный рынок (депозитов, валюты);
4) Рынок недвижимости:
- рынок земли;
- рынок недвижимости;
5) Информационный рынок:
- рынок духовно-интеллектуального продукта.
По пространственному признаку различают:
1) локальный или местный рынок;
2) региональный рынок;
3) межрегиональный рынок;
4) национальный рынок;
5) международный рынок;
6) мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Функции рынка:
Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами
Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей;
|
|
В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.
В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя
В-пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.
В-шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.
Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы.
Преимущества рынка:
1) свобода действий производителей и потребителей;
2) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
3) способность оперативно удовлетворять возникающие потребности и стимулировать улучшение качества продукции;
4) эффективно распределять ограниченные ресурсы и использовать достижения научно-технического прогресса.
Недостатки рынка.
Во-первых, на рынке не учитываются экологические потребности людей.
Во-вторых, существуют социальные, общественные потребности населения страны в целом.
В-третьих, любая рыночная экономика не может функционировать без денег.
В четвертых, рынок порождает социальное неравенство.
Минимальные функции государства в условиях рынка заключаются в следующем:
- регулирование экологического баланса в обществе;
- снабжение населения общественными товарами и услугами (охраны границ и внутреннего общественного порядка и т.д.);
- распределение доходов между различными группами населения.
- обеспечение экономики нужным количеством денег, и контроль за изменением массы денег в обращении.
Спрос - желание и возможность приобретать товары, исчисляемое, как правило, за определенный промежуток времени. Под спросом всегда подразумевается платежеспособный спрос.
Анализ потребности в приобретении некоторых благ
Примеры высказанных потребностей | Затраты на приобретение благ | Заменители блага | Ожидаемые дополнительные затраты и выгоды в сравнении с субститутами |
1. Для обеспечения пожарной безопасности требуется, чтобы в каждой квартире было по два выхода | Второй выход потребует за траты на устройство второй лестницы, ее освещение, дополнительную охрану от взломщиков | Огнетушители, автоматическая система пожаротушения | При сравнении расходов на устройство второго выхода с расходами на приобретение огнетушителей или автоматической системы пожаротушения выявляется, что приобретение заменителей более выгодно |
2.Нам нужен новый автомобиль | Придется пожертвовать поездкой в очередной отпуск, новой одеждой, походами в кино и т.д. | Капитальный ремонт старого автомобиля | Выгоднее приобрести новый автомобиль, кроме этого при наших доходах и положении в обществе старый автомобиль не престижен |
Цена молока, руб./литр | Величина спроса каждого покупателя, л. | Величина рыночного спроса, литр | ||
1-й покупатель | 2-й покупатель | 3-й покупатель | ||
Величина спроса (объем спроса) - количество благ, которые покупатель желает и готов приобрести по определенной цене за некоторый период времени.
Отрицательный наклон кривой спроса обусловлен:
А) законом убывающей предельной полезности;
Б) эффектом дохода и эффектом замещения.
Согласно закону убывающей предельной полезности, чем большее количество блага потребляет человек, тем меньше предельной полезности приносит каждая дополнительная единица блага. Таким образом, по мере увеличения количества приобретаемых благ и снижения предельной полезности, покупатель согласится купить дополнительное количество только при более низкой цене.
|
|
Эффект дохода означает, что покупатель при более низкой цене может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от покупки других товаров.
Эффект замещения выражается в том, что если цена на данный товар падает, то покупатель готов заменить им аналогичные товары (субституты), которые при этом относительно подорожают, при этом полезность приобретаемых благ не изменяется.
Р Р
D2 D2
D1 D1
Q Q
а) увеличение спроса б) сокращение спроса
Неценовые факторы изменения спроса:
1) вкусы или предпочтения покупателей;
2) число потребителей на рынке;
3) денежные доходы потребителей;
4) цены на сопряженные товары;
5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Предложение – это желание и возможность продавца предложить товар, исчисляемые за определенный промежуток времени. Предложение отражает поведение потенциальных (возможных) и фактических производителей товара. Количество товара, которое готовы предложить к продаже продавцы по определенной цене называется величиной предложения.
P
S
Q
Индивидуальное и рыночное предложение
Цена молока, руб./литр | Величина предложения каждого продавца, литр | Величина рыночного предложения, литр | ||
1-й продавец | 2-й продавец | 3-й продавец | ||
Р Р
S1 S2 S2 S1
Q Q
а) увеличение предложения б) сокращение предложения
Факторами, влияющими на изменение предложения, являются:
1) технология производства;
2) цены на ресурсы;
3) налоги и дотации;
4) цены на другие товары;
5) ожидание изменения цены в будущем;
|
|
6) число продавцов на рынке.
Цена молока, руб./литр
D S
3,0
60
Количество молока, литр
Рыночный спрос и рыночное предложение молока в неделю
Цена руб./литр | Величина спроса в неделю, л. | Величина предложения в неделю, л. | Излишек (+), дефицит (-) товаров на рынке, литр |
+50 | |||
+27 | |||
-40 | |||
-90 |
Р
излишки
Р1
Р2
дефицит
Q
P1 – цена выше равновесной.
Р2 – цена ниже равновесной.
Изменение объема спроса в %
Коэффициент ЦЭС = --------------------------------------
Изменение цены в %
∆ Q P1
Е ЦЭС= ------ * -----, где
∆ P Q1
Е ЦЭС - коэффициент эластичности
∆ Q - изменение объема спроса;
∆ P - изменение цены;
P1 – первоначальное значение цены;
Q1 – первоначальное значение объема спроса.
если ЕЦЭС >1, спрос является эластичным;
если ЕЦЭС <1, спрос является не эластичным;
если ЕЦЭС =0, спрос является абсолютно эластичным;
если ЕЦЭС =∞, спрос является абсолютно эластичным;
если ЕЦЭС =1, спрос характеризуется единичной эластичностью.
Р
D 1 D 2
Q
Факторы ценовой эластичности спроса относятся:
1. Принадлежность товара к группе товаров первой необходимости или предметам роскоши.
2. Количество заменителей у товара.
3. Доля в бюджете домохозяйства, расходуемая на приобретение товара.
Изменение объема предложения в %
Коэффициент ЦЭП = ----------------------------------------------
Изменение цены в %
∆ Q P1
Е ЦЭП= ------ * -----, где
∆ P Q1
Е ЦЭП - коэффициент эластичности
∆ Q - изменение объема предложения;
∆ P - изменение цены;
P1 – первоначальное значение цены;
Q1 – первоначальное значение объема предложения.
если ЕЦЭП>1, предложение является эластичным;
если ЕЦЭП <1, предложение является не эластичным;
если ЕЦЭП =0, предложение является абсолютно эластичным;
если ЕЦЭП =∞, предложение является абсолютно эластичным;
если ЕЦЭП =1, предложение характеризуется единичной эластичностью.