При подготовке к конкретному уроку учитель составляет план или конспект урока, исходя из общего тематического плана, учитывая место конкретного урока в системе уроков, намечая цели конкретного урока, на основе изучения всей темы.
План урока и конспект урока различаются мерой подробности записи продуманного сценария урока. План составляет учитель, который умеет ориентироваться в различных ситуациях, у которого методические умения доведены до автоматизма, который глубоко владеет содержанием материала. Студент во время практики, как и учитель в начале своей педагогической деятельности, пишет развернутый план-конспект урока, детализирующий деятельность учителя по управлению деятельностью учащихся.
Не существует и не может существовать строгих рамок, ограничивающих формы конспекта и плана урока.
Написание конспекта урока предполагает наличие определенных методических умений: проводить логико-математический и логико-дидактический анализ материала, ставить цели воспитания, развития и обучения учащихся, конструировать содержание урока в соответствии с поставленными целями.
|
|
В конспектах и планах уроков указываются тема и тип урока, цели обучения, развития и воспитания учащихся на данном уроке, приводится структура урока (его составные части) и ориентировочно указывается время на проведение каждой составной части, приводится ход урока с определением содержания деятельности учителя и учащихся на каждом из элементов структуры урока, указывается оборудование урока и оформление доски, если это важно для данного урока, продумывается подведение итогов.
Ход урока состоит из описания тех конкретных составных частей, изучению которых был посвящен курс общей методики: введение понятия и его определение, изучение правил, теорем, решения задач, организация контроля за исполнительской деятельностью. Фрагменты уроков, которые составлялись в различных темах курса общей методики, найдут свое определенное место в качестве составных частей конспекта, хода урока.
Справедливо считается, что показателем квалификации учителя является качество тех вопросов, которые он ставит перед учениками. Вопросы, которые будут предложены учащимся во время изучения нового материала или при решении задач, и фиксируются в конспекте урока, а не само решение задач или изложение нового материала. Вопросы учителя являются определяющими для методов обучения. Подразумевается, что развернуто описывается в конспекте та часть деятельности, которая еще хорошо не освоена учителем, а само решение задач должно быть достаточно хорошо освоенной деятельностью.
|
|
Постепенно станет навыком и умение ставить вопросы. Тогда в плане урока сохранятся лишь его цели, формы организации деятельности учащихся и перечень заданий в каждой из этих форм.
Написанию конспекта предшествует логико-дидактический анализ материала, подлежащего изучению. Это требует от учителя определенных аналитических умений. Логико-дидактический анализ материала предполагает вначале проведение логико-математического анализа этого материала, т. е. разделение материала на основной и информационный, на выделение основных смыслообразующих частей и их взаимосвязей: выделение определений, формулировок правил и теорем, выяснение наличия или отсутствия доказательства, метода проведения доказательства, выделение примеров и задач и выяснение их роли в определенном месте (мотивации, подготовки нового или его закрепления), анализ системы упражнений, содержащихся в теме. Логико-математический анализ определения предполагает выяснение структуры определения - выделение его существенных свойств, установление взаимосвязей между ними, характер возможных вариаций несущественных свойств, т. е. определение «зоны поиска» понятия, возможности приведения контрпримеров.
Логико-математический анализ теорем предполагает анализ формулировки теоремы с целью выделения данных и требования, определения структуры формулировки, выделение метода доказательства, рассмотрение доказательства для выделения тех затруднений, которые могут иметь место при изучении теоремы, а также для выделение ранее изученного материала, который необходимо предварительно повторить.
Логико-математический анализ задачи и системы задач предполагает выяснение цели их включения в текст, выделение методов решения, а также той теории, на которую опирается их решение. Система упражнений анализируется на предмет удовлетворения требованиям, которые предъявляются к системам упражнений, исходя из принципов систематичности, последовательности, полноты, прочности, доступности, сознательности.
Проведенный логико-математический анализ материала позволяет перейти к следующему этапу логико-дидактического анализа – постановке целей обучения и развития на уроке, а также целей воспитания, если они каким-то образом заложены в содержание материала; к выбору методов и форм обучения в соответствий с содержанием материала, с уровнем готовности учащихся и собственными приоритетами учителя; к выбору форм коррекции и контроля за усвоением.
Отметим цели обучения, которые могут иметь место при изучении различного математического материала.
При изучении понятий на уроке могут планироваться различные уровни их усвоения, а, значит, разные цели обучения: создание представлений, умение воспроизводить формулировку, приводить свои примеры, контрпримеры, уметь использовать определения при подведении под них, уметь получать следствия из определений, применять понятие в стандартной и нестандартной ситуации, связывать изученное с имеющейся системой знаний.
Изучение правил, теорем также допускает различные уровни их усвоения на данном уроке: понимание формулировки и способа доказательства; умение воспроизводить то и другое; учиться применять и уметь применять правило, теорему в стандартной и нестандартной ситуациях.
Решение конкретной задачи с учащимися также может преследовать различные цели: получить представление о методе решения, осознать метод решения, выделить метод решения, алгоритм для возможного переноса. При выполнении системы задач, упражнений также могут ставиться и решаться различные цели в зависимости от того, какого уровня умения планируется формировать. Соответственно этому включаются упражнения репродуктивного, вариативного, реконструктивного или творческого.
|
|
Дальнейшее свое продолжение логико-дидактический анализ находит в осуществлении методического анализа материала, который заключается в обоснованном выборе методов и форм обучения, в выборе форм контроля за усвоением.
В качестве примера рассмотрим логико-математический анализ материала к уроку, посвященному теореме о вписанном угле. На указанном уроке предполагается изучить определение вписанного угла, теорему о вписанном угле. Определение понятия вписанного угла содержит два существенных свойства: а) вершина его лежит на окружности; б) стороны - пересекают окружность. Возможные вариации существенных признаков: величина вписанного угла, расположение центра окружности относительно сторон угла, различное расположение вершины угла и т. д. Возможные контрпримеры: вершина угла не лежит на окружности, а стороны угла пересекают окружность; вершина угла лежит на окружности, а хотя бы одна сторона не пересекает окружность.
Формулировка теоремы требует владения понятием вписанного угла и соответствующего ему центрального угла. Доказательство осуществляется методом полной индукции - рассмотрения всех возможных частных случаев. При доказательстве используется теорема о внешнем угле треугольника, о свойстве углов равнобедренного треугольника, аксиома измерения углов.
Проведенный логико-математический анализ содержания материала к уроку о вписанном угле позволяет установить, что определение вписанного угла может быть получено самими учащимися при надлежащем подборе примеров, теорема также может быть доказана учащимися с некоторой помощью учителя. Полезно предварить изучаемую теорему проблемной ситуацией, которая мотивирует изучение теоремы. Доказательство распадается на три составные части. Доказательство первой части может быть получено с помощью задачи на вычисление, остальные - на основе первого случая. Поэтому в качестве метода проведения урока может быть определен частично-поисковый метод. Контроль на уроке согласно его цели будет осуществляться за формулировкой определения и теоремы, за методом доказательства.
|
|
В статье Г.И.Саранцева [2] рассмотрена методика формирования понятий, которая иллюстрируется на уроке формирования понятия вписанного угла. Используя имеющиеся указания, самостоятельно разработайте конспект урока «Вписанные углы», (Г. 9кл).