Регулирование денежной массы

Д\З какими средствами и способами можно регулировать денежную массу?

Исходя из задания регулирования платежеспособного спроса центральные банки определяют целевые ориентиры (таргеты) увеличения денежной массы в обороте, в связи с чем подобного рода практика получила названия «денежное таргетирование».

Основной метод регулирования денежного оборота, который используется центральным банком – проведение им кредитных, инвестиционных и валютных операций. Центральный банк полностью определяет величину денежной массы М0, создавая деньги и изымая их из оборота непосредственно в ходе своих операций. В условиях относительно стабильного набора кредитных инструментов, технического оснащения расчетов, дееспособности установленных для коммерческих банков нормативных показателей величин М0, М1 и М2 прослеживается достаточно высокая корреляционная связь. Это позволяет центральным банкам контролировать какой-либо из показателей денежной массы при помощи изменения денежного агрегата М0. Тем самым центральные банки полностью контролируют объем денежной массы в обороте, оперативно регулируя ее величину в зависимости от целевой установки.

В разных странах и в разные периоды в качестве елевых ориентиров выбирались разные показатели денежной массы. Выбор того или иного денежного агрегата в качестве регулируемого, как правило, определяется конечной целью денежно-кредитной политики. Так, агрегат М1 ассоциировался с масштабами покупательской способности физических лиц. Более широкие денежные агрегаты М2 и М3 включают в себя значительную часть финансовых активов, которые не могут использоваться немедленно. В зависимости от того, какие цели преследует центральный банк (лишь снижение темпов инфляции, достижение экономического роста), для ориентира выбирается тот или иной денежный агрегат. Например, в Великобритании центральный банк устанавливает денежные ориентиры «на широкую денежную массу» по большому кругу показателей. Уже в начале 70-х гг. ХХ ст. банк Англии увеличил внимание относительно контроля над денежным оборотом как за способом макроэкономического регулирования. В 80-х гг. в связи с принятием среднесрочной финансовой стратегии антиинфляционной направленности банк Англии поставил перед собой задание уменьшения объема денежной массы, а также последовательного сокращения государственных расходов, взаимной для покрытия госбюджета и уменьшения самого дефицита. Решение настолько неоднозначных заданий потребовано и выбора адекватного денежного агрегата. Таким был признан агрегат М3, который содержал все элементы, которые влияли на развитие инфляционного процесса, и в то же время связанный с фискальной политикой путем включения в его требования государственного сектора.

В Германии целевой ориентир устанавливается на более «узкую» денежную массу. В качестве денежного ориентира Бундесбанк выбрал агрегат, который он назвал «Центральные банковские деньги (ЦБД)». Данные агрегат, который приближается по своему составу к М3, имеет некоторые особенности. ЦБД включают в себя наличные деньги и минимальные резервы коммерческих банков, депонированные в центральном банке. Эти резервы (в М3 Бундесбанк включает наличные деньги, депозиты до востребования, срочные и сберегательные депозиты) калькулируются на базе разработанных коэффициентов и отображают разные виды банковских обязательств по отношению к резидентам с учетом неодинаковой ступени ликвидности разных видов депозитов. Главным преимуществом использования ЦБД в сравнении с М3 является то, что центральный банк несет ответственность за увеличение денежной массы, а также имеет возможность проследить взнос самого Бундесбанка в создание денежной массы. Другим преимуществом этого показателя является наличие необходимых статистических данных для расчета на ежедневный объем наличных денег и обязательных резервных требований коммерческих банков.

В США долгое время в качестве целевого ориентира использовался денежный агрегат М1, который, по мнению Совета управления Федеральной Резервной Системы (ФРС), наиболее детально характеризовал размеры денежной массы. В 1979 г. ФРС перешла к установке целевого ориентира также для М2 и М3, а в 90-е годы полностью отказалась от определения целевого ориентира агрегата М1.

Необходимость использования того или иного метода регулирования количества денег в обороте не подлежит сомнению во всех странах мира и в ведущих международных кредитно-финансовых организациях. Вместе с тем результаты установки целевых ориентиров на прирост денежной массы оцениваются неоднозначно, поскольку желанной четкой корреляции между денежным регулированием и общими результатами развития экономики не прослеживается. Таким образом, ведущие развитые страны имеют намерение и в дальнейшем обращаться к денежному таргетированию.

В Украине структура денежной массы определяется Национальным банком Украины агрегатным методом с 1993 г. Благодаря проведенным методам финансовой стабилизации в структуре денежной массы произошло резкое смещение в пользу средств с коротким сроком обращения. Сбережения в гривнах в банках неуклонно втягиваются в поточный денежный оборот и теряют свойства инвестиций. Такие же последствия имеет расширение рынка ценных бумаг.

Осуществляя монетарную политику, НБУ устанавливает целевые ориентиры относительно регулирования денежной массы в обороте на основе выбора определенных денежных агрегатов. Коммерческие банки работают в пределах той денежной массы, которая определяется Национальным банком. Сегодня поиск4 новых конкретных механизмов регулирования денежной массы в обороте является чрезвычайно актуальным в Украине. Старые монетарные инструменты (кассовый и кредитный планы) не способны для рыночный условий. Исходя из того, что национальная денежная система Украины имеет переходный характер и пребывает в стадии становления, система управления совокупным денежным оборотом должна соответствовать международным стандартам и требованиям, способствовать стабилизации национальной денежной единицы – украинской гривни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: