Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидер может быть формальным (например, назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением) и неформальным (несанкционированным организационной структурой) — человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей.
Основные группы подходов к проблеме лидерства:
—теории личностных качеств лидера;
—поведенческие теории лидерства;
—теории лидерства, основанные на ситуационном подходе;
—теории харизматических качеств лидеров.
Теории личностных качеств лидера были сконцентрированы на том, какие личностные качества и характеристики отличают лидера. К ним относятся:
—честолюбие;
—энергичность;
—желание вести за собой других;
—честность и прямота;
—уверенность в себе;
—способности и знания.
Теории личностных качеств имели практическое применение в работе с персоналом. Был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов отбора (например, тестирование руководителей) и продвижения руководящих кадров.
|
|
Поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения.
Теории, относящиеся к этой группе, могут быть сведены к тому, что определяют поведение лидера на основе двух главных характеристик:
—поведение, ориентированное на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие (интерес к потребностям работников, уважение к их идеям, делегирование полномочий нижестоящим работникам, забота об их продвижении);
—поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой (при этом зачастую недооценивается необходимость развития подчиненных, игнорируются их интересы и потребности).
Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе. В начале 1960-х гг. все большее признание начинает получать тезис о том, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситуации.
Здесь, прежде всего, следует упомянуть работы Ф. Филлера. Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Филлер пришел к выводу: эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости от того, что именно требуется в конкретной ситуации). Он также определил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:
—взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);
|
|
—характер регламентации труда;
—возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.
Четыре основных стиля управления:
—основанный на директивах и указаниях;
—сочетающий директивные методы управления с различными формами участия подчиненных в принятии решений, с их самостоятельностью и ответственностью;
—основанный преимущественно на демократических методах управления (обсуждение и групповое принятие решений, участие подчиненных в оценке работы всех членов коллектива, в том числе руководителя);
- делегирование полномочий (практически полное отсутствие указаний и директив, максимальное расширение самостоятельности и ответственности подчиненных).
Концепция, предложенная Ж. Грасном, также строитсяна дифференцированном подходе руководителя к подчиненным, которых он условно разделил на две группы.
В первую группу входят подчиненные, которые пользуются особыми привилегиями и вниманием руководителя, во вторую — те, которым руководитель уделяет гораздо меньше времени и внимания, ограничиваясь главным образом установленными формальными отношениями.
Теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, которые придают им в глазах подчиненных ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Некоторые из этих качеств:
—практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;
—умение видеть перспективу лучше, чем остальные;
—способность увлечь своей идеей остальных, умело, разъясняя и убеждая (таким образом, что многие начинают относиться к новой идее как к своей собственной);
—преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;
нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общепринятыми нормами (если такое поведение позволяет добиваться результата, то оно может вызывать восхищение остальных);
- умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения цели.
Координатная сетка руководства Р. Блейка и Дж. Моутон (управленческая решетка).
Управленческая решетка включает пять основных стилей руководства (рисунок №1).
Вертикальная ось этой схемы ранжирует «внимание к людям» по шкале от 1 до 9; горизонтальный – «внимание к производству» также по шкале от 1 до 9. Единица означает низкий, а 9 – высокий уровень ориентации. Блейк и Моутон описали среднюю из четырех крайних позиций решетки, как:
(1.9.) – Стиль управления людьми. Акцент делается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях с людьми, но проявляется мало заботы об эффективности выполнения заданий.
(9.1) – Стиль управления, основанный на полномочиях. Руководитель проявляет заботу об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.
(5.5) – Стиль срединное управление. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности в равном внимании как к сотрудникам, так и к производственным проблемам.
(9.9) – Стиль управление командой. Благодаря повышенному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
(1.1) – Стиль слабое управление. В организации отсутствует философия управления, усилия менеджмента, направление на поддержание межличностных отношений и выполнения рабочих заданий, минимальны.
Рисунок № 1 – Управленческая решетка
(Р. Блейк и Дж. Моутон пришли к выводу, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9:9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности).
|
|
Основные свойства лидера:
1 - Общие качества (ум, наблюдательность, общительность и др.), позволяющие человеку жить и трудиться.
2 - Способности к тому или иному виду деятельности – руководству, конструированию, обучению и пр. (специфические качества).
3 - Подготовленность к труду в виде совокупности знаний, навыков привычек, сформированных как в процессе общего обучения, целенаправленной подготовки, так и практики, жизненного опыта.
4 - Направленность, то есть ориентированность человеческой активности. Она возникает во многом под воздействием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений.
5 - Определенный склад характера, который предает поведению человека, его отношению к окружающим индивидуальный оттенок.
6 - Биологически обусловленные характеристики, к которым относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила со многом предопределяющая пригодность человека к той или иной деятельности.
7 - Психологические особенности:
- диапазон деятельности (ее широта и глубина),
- стиль работы, определяемый знаниями, опытом, эмоциями, возбудимостью.
8 – Психические состояния, присущие человеку в течение сравнительно длинного периода времени, оказывающие значительное влияние на характер проявления других личных качеств (познавательные, эмоциональные, волевые).
9 – Пол объекта. Психологические различия между мужчинами и женщинами.
Характеристики | Мужчины | Женщины |
Способ преодоления препятствий | Интеллект, сила | Хитрость, ловкость |
Характеристики | Мужчины | Женщины |
Ориентированность на проблемы | Перспективная | Текущая |
Потребность в эмоциональных стимулах | Пониженная | Повышенная |
Основа решений | Рассудочность | Чувственность |
Характер | Замкнутый | Открытый |
Отношение к внешнему миру | Реалистичное Рациональное | Идеализированное Интуитивное |
Поведение | Сдержанное | Эмоциональное |
Преобладающий тип мышления | Словесно – логическое | Наглядно – действенное |
Объект внимания | Содержание | Форма |
Наблюдательность и точность | Пониженные | Повышенные |
Ориентированность | Деловая | Личная |
Отношение к окружающим | Прямолинейное | Гибкое |
Действия словесного поощрения | Расслабляющее | Возбуждающее |
|
|