double arrow

Лидерство. Личностный, поведенческий, ситуационный и другие подходы к лидерству

2

Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидер может быть формальным (например, назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением) и неформальным (несанкционированным организационной структурой) — человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей.

Основные группы подходов к проблеме лидерства:

—теории личностных качеств лидера;

—поведенческие теории лидерства;

—теории лидерства, основанные на ситуационном подходе;

—теории харизматических качеств лидеров.

Теории личностных качеств лидера были сконцентрированы на том, какие личностные качества и характеристики отличают лидера. К ним относятся:

—честолюбие;

—энергичность;

—желание вести за собой других;

—честность и прямота;

—уверенность в себе;

—способности и знания.

Теории личностных качеств имели практическое применение в работе с персоналом. Был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов отбора (например, тестирование руководителей) и продвижения руководящих кадров.

Поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения.

Теории, относящиеся к этой группе, могут быть сведены к тому, что определяют поведение лидера на основе двух главных характеристик:

—поведение, ориентированное на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие (интерес к потребностям работников, уважение к их идеям, делегирование полномочий нижестоящим работникам, забота об их продвижении);

—поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой (при этом зачастую недооценивается необходимость развития подчиненных, игнорируются их интересы и потребности).

Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе. В начале 1960-х гг. все большее признание начинает получать тезис о том, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситуации.

Здесь, прежде всего, следует упомянуть работы Ф. Филлера. Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Филлер пришел к выводу: эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости от того, что именно требуется в конкретной ситуации). Он также определил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:

—взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);

—характер регламентации труда;

—возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.

Четыре основных стиля управления:

—основанный на директивах и указаниях;

—сочетающий директивные методы управления с различными формами участия подчиненных в принятии решений, с их самостоятельностью и ответственностью;

—основанный преимущественно на демократических методах управления (обсуждение и групповое принятие решений, участие подчиненных в оценке работы всех членов коллектива, в том числе руководителя);

- делегирование полномочий (практически полное отсутствие указаний и директив, максимальное расширение самостоятельности и ответственности подчиненных).

Концепция, предложенная Ж. Грасном, также строитсяна дифференцированном подходе руководителя к подчиненным, которых он условно разделил на две группы.

В первую группу входят подчиненные, которые пользуются особыми привилегиями и вниманием руководителя, во вторую — те, которым руководитель уделяет гораздо меньше времени и внимания, ограничиваясь главным образом установленными формальными отношениями.

Теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, которые придают им в глазах подчиненных ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Некоторые из этих качеств:

—практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;

—умение видеть перспективу лучше, чем остальные;

—способность увлечь своей идеей остальных, умело, разъясняя и убеждая (таким образом, что многие начинают относиться к новой идее как к своей собственной);

—преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;

нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общепринятыми нормами (если такое поведение позволяет добиваться результата, то оно может вызывать восхищение остальных);

- умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения цели.

Координатная сетка руководства Р. Блейка и Дж. Моутон (управленческая решетка).

Управленческая решетка включает пять основных стилей руководства (рисунок №1).

Вертикальная ось этой схемы ранжирует «внимание к людям» по шкале от 1 до 9; горизонтальный – «внимание к производству» также по шкале от 1 до 9. Единица означает низкий, а 9 – высокий уровень ориентации. Блейк и Моутон описали среднюю из четырех крайних позиций решетки, как:

(1.9.)Стиль управления людьми. Акцент делается на хороших , теплых человеческих взаимоотношениях с людьми, но проявляется мало заботы об эффективности выполнения заданий.

(9.1) – Стиль управления, основанный на полномочиях.Руководитель проявляет заботу об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

(5.5) – Стиль срединное управление. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности в равном внимании как к сотрудникам, так и к производственным проблемам.

(9.9)Стиль управление командой. Благодаря повышенному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

(1.1)Стиль слабое управление. В организации отсутствует философия управления, усилия менеджмента, направление на поддержание межличностных отношений и выполнения рабочих заданий, минимальны.

Рисунок № 1 – Управленческая решетка

(Р. Блейк и Дж. Моутон пришли к выводу, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9:9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности).

Основные свойства лидера:

1 - Общие качества (ум, наблюдательность, общительность и др.), позволяющие человеку жить и трудиться.

2 - Способности к тому или иному виду деятельности – руководству, конструированию, обучению и пр. (специфические качества).

3 - Подготовленность к труду в виде совокупности знаний, навыков привычек, сформированных как в процессе общего обучения, целенаправленной подготовки, так и практики, жизненного опыта.

4 - Направленность, то есть ориентированность человеческой активности. Она возникает во многом под воздействием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений.

5 - Определенный склад характера, который предает поведению человека, его отношению к окружающим индивидуальный оттенок.

6 - Биологически обусловленные характеристики, к которым относятся , например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила со многом предопределяющая пригодность человека к той или иной деятельности.

7 - Психологические особенности:

- диапазон деятельности (ее широта и глубина),

- стиль работы, определяемый знаниями, опытом, эмоциями, возбудимостью.

8 – Психические состояния, присущие человеку в течение сравнительно длинного периода времени, оказывающие значительное влияние на характер проявления других личных качеств (познавательные, эмоциональные, волевые).

9 – Пол объекта.Психологические различия между мужчинами и женщинами.

Характеристики Мужчины Женщины
Способ преодоления препятствий Интеллект, сила Хитрость, ловкость
Характеристики Мужчины Женщины
Ориентированность на проблемы Перспективная Текущая
Потребность в эмоциональных стимулах Пониженная Повышенная
Основа решений Рассудочность Чувственность
Характер Замкнутый Открытый
Отношение к внешнему миру Реалистичное Рациональное Идеализированное Интуитивное
Поведение Сдержанное Эмоциональное
Преобладающий тип мышления Словесно – логическое Наглядно – действенное
Объект внимания Содержание Форма
Наблюдательность и точность Пониженные Повышенные
Ориентированность Деловая Личная
Отношение к окружающим Прямолинейное Гибкое
Действия словесного поощрения Расслабляющее Возбуждающее
2

Сейчас читают про: