Тезисы лекции 2

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Тема 1. Материалы для непечатной графики. Графитовые карандаши. Итальянский карандаш. Сангина. Уголь. Соус.

Занятие 2. Лекция 1 (продолжение).

Вопросы для закрепления изученного материала

Дополнение 1

Подведение итогов

Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)

Преподаватель__________________________

1. Что такое графика..

2. Виды печатной графики. Что такое гравюра, литография, офорт.

3. Назовите основные виды печати.

Цель: знакомство с материалами непечатной графики – графитными карандашами, сангиной, углем, соусом и вспомогательными материалами.

Литература: «Материалы и техники рисунка», М., Изобразительное искусство, 1987

«Советы мастеров. Живопись и графика», Лен., Художник РСФСР, 1979

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Материалы для непечатной графики. Графитовые карандаши. Итальянский карандаш. Сангина. Уголь. Соус.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: графические материалы – графит, итальянский карандаш, сангину, уголь, соус.

4. План занятия:

  • графитовые карандаши;
  • итальянский карандаш;
  • сангина;
  • уголь;
  • соус;

Рисунок - древнейший вид изобразительного искусства. Первобытный человек с помощью острого предмета процарапывал изображения на стенах пещер, на орудиях труда и быта Со временем менялись инструменты для выполнения рисунка и основания, на которых работали художники. Первые рисунки на бумаге появились в XIV в., но вплоть до XVI в. основанием для выполнения рисунка служили деревянные дощечки, пергамент. Инструментом же для рисунка были металлические грифели (штифты) из свинца и серебра, дающие достаточно четкие и одновременно мягкие линии. Если штрихи, выполненные свинцовым штифтом, легко удалялись с грунтованной или тонированной бумаги (на которой в основном выполнялись работы этим инструментом), то работа серебряным требовала большой точности, и навыков работы, так как проведенные им линии почти не стирались. Особенность работ, выполненных серебряным штифтом, - это приобретение коричневого оттенка с течением времени.

Графитовые карандаши, появившиеся в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита, заменили постепенно металлические грифели. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук обматывали по всей длине тесьмой, разматывавшейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце ХУШ в. - с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Изменяя количество добавляемой глины и время обжига, стало возможным получать стержни различной твердости. Одновременно с усовершенствованием графитовых стержней было предложено вклеивать их в деревянные пеналы. Так появились карандаши известного нам типа.

Рисунки графитовым карандашом имеют сероватый тон с легким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.

Наша промышленность выпускает карандаши трех основных групп: черные графитовые, копировальные (химические) и цветные.Для рисунков и набросков, а также при выполнении художественно-оформительских работ можно рекомендовать карандаши марки "Конструктор", "Орион", "Маяк", "Люмограф" и др. Мягкость карандаша принято обозначать на конце его деревянной оправы буквой М, а цифра перед буквой означает степень его мягкости - 2М, ЗМ, и т.д., с увеличением номера М возрастает и мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Т, цифра перед буквой также означает степень твердости карандаша - 2Т, ЗТ и т.д. В настоящее время карандаши выпускаются семнадцати степеней твердости. Кроме твердых и мягких карандашей выпускаются карандаши средней мягкости - МТ. За рубежом мягкие карандаши обозначаются буквой В, твердые - Н, а средней мягкости -НВ.

Химический карандаш в рисовании не применяется, так как он дает бледные серые линии, которые плохо исправляются резинкой и изменяют свой цвет.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни крошатся и ломаются, жирный блестящий след их прочно.

Итальянский карандаш представляет собой один из видов рисовальных карандашей.Отличительной способностью его является глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге. Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела. Итальянские карандаши известны с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие.

Пигменты для изготовления карандаша очень тонко измельчают путем размалывания в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150-250оС в течение 2-4 часов. В зависимости от длительности обжига получают карандаши различной твердости.

Сангина - это окрашенный, так называемый "красный мел". Оттенки у нее все теплые, как у "земли обожженной" - терракоты: охристые, золотисто-коричневые, темно-коричневые иногда почти красного густого цвета, словно цвет запекшейся на ранке крови. Слово "сангина" в переводе с французского означает "кровавый". Материал очень прост, некапризен, живописен и очень нравится всем.8ап§ите Разновидность окиси железа называемой гематит в виде порошка, палочки или пластинки. Сангина описана у Ченнини как камень "очень прочный и сильный плотный и безупречный". Она может иметь множество оттенков - от красно-оранжевого до красно-коричневого с фиолетовым. Первоначально она использовалась для подготовительного рисунка к фрескам: набросок сангиной тогда называемый "синопия" (от названия города Синоп где добывался гематит) делался прямо на оштукатуренной стене. В конце XIV в. сангина становится чисто графической техникой. В это время ее используют для рисунка на бумаге палочкой или водяной краской накладываемой кисточкой и часто смешивают с другими материалами - тушью углем и мелом. Когда используются сангина уголь и мел говорят о технике "трех карандашей". Основные качества сангины - светоносность и иллюзионистические возможности при изображении карнаций что делает сангину излюбленной техникой для двух типов этюдов: портретов и ню. Лучшие образцы рисунка сангиной созданы тосканскими художниками (Леонардо да Винчи Микеланджело Понтормо).В XVII в. сангина часто используется в этюдах обнаженной натуры (Лебрен) а в XVIII в. становится самой распространенной техникой академических этюдов. Тогда же она находит другое важное применение - в пейзажных набросках (Юбер Робер Фрагонар).В XIX столетии сангину используют импрессионисты в основном в портретном жанре (Ренуар Берта Моризо Мане). Летучесть сангины которая легко отпечатывается на бумаге дает возможность и другого ее использования: если с помощью пресса сильно прижать предварительно намоченный лист бумаги к рисунку сангиной то можно получить зеркальное изображение оригинала менее яркое чем он но достаточно точное.

Уголь. Столь же популярным материалом для рисунка, как карандаш, является простой древесный уголь, который представляет собой круглый стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Его нетрудно изготовить и самому. Для этого нужно настрогать сухих березовых палочек толщиной чуть поменьше карандаша и уложить их вертикально в высокую консервную банку Длина палочек должна соответствовать высоте банки. Палочки надо уложить плотно, засыпать песком, закрыть банку крышкой и замазать глиной. В крышке нужно сделать небольшое отверстие, после чего банку поместить в огонь. Газ от тлеющих палочек будет выходить через отверстие в крышке и загорится синим пламенем. Как только синий огонек над отверстием в крышке погаснет, банку надо вынуть из огня - уголь готов. В заводских условиях уголь готовят в тиглях при температуре 300 °С без доступа воздуха в течение 3- 5 ч.

Мягкий, хорошо растирающийся на бумаге уголь дает художнику богатые возможности. Углем можно провести сравнительно тонкие линии и проложить широкие пятна любой формы; широкая тональная шкала угля позволяет быстро находить самые светлые и самые темные тона натуры.

Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается, поэтому выполненные им рисунки нужно фиксировать или хранить под стеклом. Чтобы уголь лучше втирался в поры бумаги, следует выбирать шероховатую бумагу, а если такой нет, то нужно слегка протереть шкуркой гладкую бумагу, чтобы сделать ее более восприимчивой к углю.

Соус, или, как его называли раньше, черный мел, внешне похож на сангину, обладает интенсивной красящей способностью. Цвета его - черный, серый и коричневый.

Приготавливается из пигмента, часовярской глины, мела и препарата ОП-7.

Соус дает бархатистый тон, хорошо разносится по поверхности бумаги. Им работают либо так же, как сангиной, либо, измельчив его в порошок, наносят на бумагу сухой щетинной кистью, с последующей прорисовкой деталей карандашом "Ретушь" или черным карандашом.

Порошок соуса при мокром способе разводят водой и работают им как акварелью, при этом он напоминает черную или цветную тушь.

Соус выпускают в виде стержней длиной 56 мм, диаметром 11-13 мм в коробках по 10 шт.

Соус обладает интенсивной красящей способностью. Соус дает бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Рисунок соусом выполняют и мокрым, и сухим способом. Соусом пользуются и как акварелью. При этом он похож на черную или цветную тушь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: