Тезисы лекции 1

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Тема 1. Понятие графики. Печатная и непечатная графика.

Занятие 1. Лекция 1.

Раздел 1. Классификация художественно-графических материалов и красок.

Список використаної літератури

1. Боно Э. Шесть шляп мышления. – С.Пб.: Питер, 1997. – 256 с.

2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972.– 424 с.

3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 159 с.

4. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 120 с.

5. М’ясоїд П.А. Загальна психологія. – К.: Вища школа, 2000. – 480 с.

6. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против.– М.: Изд-во МГУ, 1981.–191 с.

7. Петухов В.В. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 90 с.

8. Психологія/ За ред. Ю.Л. Трофімова. – К.: Либідь, 1999. – 560 с.

9. Психология/Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1999. – 584 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 328 с.

11. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968. – С.11–58.

12. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

13. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.:Изд-во МГУ, 1984. – 272 с.

14. Ушакова Т.Н.Проблема внутренней речи//Вопр.психологии. – 1985. – №2.–С.39-51.

15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – С.Пб.: Питер, 2002. – 272 с.

16. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 400 с.

[v1]

Цель: знакомство с понятиями печатная и непечатная графика, видами графики.

Литература:

Н.В.Одноралов, «Материалы в изобразительном искусстве»,М. «Просвещение»,1983, пособие для учителей;

Л.А.Голубенкова «Советы мастеров», 1979, «Художник РСФСР»;

Ж. «Юный художник».

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Графика. Печатная и непечатная графика.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: что такое графика, виды печатной и непечатной графики.

4. План занятия:

  • определение графики;
  • виды графики;

Графика - вид изобразительного искусства, наиболее близкий к письму, рисунку, так как основным графическим средством является плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида: рисунок, где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную: гравюру и литографию.

Гравюра представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы - доски из металла или дерева с нанесенным на нее углубленным рисунком. Рисунок наносится специальным резцом.

Границы между графикой, рисунком и живописью относительны и подвижны. Многие живописцы были прекрасными граверами - А.Дюрер, Г.Доре, Ю.Карольсфельд и др.

Линогравюра, ксилография, офорт, литография - все эти формы современной графики объединены общим понятием «эстамп». Массовость тиражей, небольшой формат делают эстамп современным, легко входящим во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе, библиотек, выставки немыслимы сейчас без эстампов. Первоначально эстамп возник как способ репродуцирования, но в дальнейшем благодаря богатейшим возможностям своей техники развился в самостоятельное искусство с богатыми традициями.

Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Под эстампом подразумевается графическое произведение, оттиснутое с какой-либо печатной формы, обработанной тем или иным способом печати: в станке или вручную, и имеющее при этом самостоятельное значение. Тираж полученных оттисков может колебаться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем, все оттиски считаются подлинниками.

Таким образом, эстампом называют как совокупность применяемых средств графической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесенным на него изображением. В таком случае эстамп - это самостоятельное произведение, предназначенной для украшения интерьеров или альбомов. Выполняется он обычно в одном из трех видов: в гравюре, в литографии или офорте.

Некоторые искусствоведы, особенно старшего поколения, склонны считать гравюрой все то, что получено путем отпечатка с какой-либо формы независимо от техники исполнения.

В современном понимании под термином «эстамп» подразумевается имеющий самостоятельное значение графический лист. Гравюра является разновидностью, наряду с литографией и офортом. Следовательно, термины «гравюра» и «эстамп» не идентичны: эстамп может быть выполнен как в гравюре, так и в другой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковы гравюры, сделанные для книги, - это уже не эстампы, так как они не имеют самостоятельного значения.

По способам печати все многообразие приемов и разновидностей вышеуказанных техник сводится к трем видам.

Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. (Доской художники-граверы называют кусок дерева, металла, линолеума, органического стекла, пластмассы или картона, на которых сделано какое-либо изображение и с которых после соответствующей обработки делается оттиск). В полиграфии доска, с которой печатается большой тираж оттисков, называется клише. Вторым способом является глубокая печать. При этой технике изображения на бумаге дают те'участки, которые на доске углубляются. Таковы, например, гравюра на металле, офорт.

Плоская печать (литография) достигается тем, что изображение обрабатывается таким способом, когда одни участки принимают краску, а другие - нет. Печатную форму в литографии называют камнем.

Первая известная нам гравюра, напечатанная в Китае, относится к 868 году н.э. В Эрмитаже хранятся две китайские гравюры XII века: «Четыре красавицы древности» мастера Цзы и «Полководец Гуань Юй» мастера Сюя. Обе отличаются изяществом линейного рисунка и тонкостью резьбы.

Первые европейские гравюры, изображавшие различные религиозные сюжеты, строились на обобщенных контурах, без объемной моделировки формы. К французской традиции относятся гравюры с плавными, мягкими, округлыми складками одежд, например «Коронование Богоматери». А гравюры с прямолинейными, сухими штрихами и с острыми клинообразными складками, например «Святой Христофор»- к немецкой традиции.

Одно из самых распространенных применений гравюры, способствовавшему ее широчайшему распространению - печатание игральных карт, представлявших собой иногда довольно сложные изобразительные композиции.

КСИЛОГРАФИЯ - гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков..

Древнейшие из дошедших до нас ксилографии представляют собой лаконичные народные картинки религиозного содержания. Их нередко раскрашивали плоскостными цветовыми заливками. Немногочисленные образцы такого рода ранней гравюры первой половины XV века сохранились, главным образом, в виде вклеек в рукописные книги того времени. Гравюры эти носили число линейных характер, штриховка, придающая объем, появляется позже, после середины XV века. Рисунок их уплощен, грубовато примитивен, штрихи угловатые и широкие. В изображении св. Доротеи (Бавария ок. 1410-1420 г.г.) фон плотно заполнен трактованным.как плоский узор цветущим кустом, придающим орнаментальный характер всей композиции. В стилевом отношении ранняя гравюра на дереве представляет собой сильно примитивный простонародный вариант готики. При своей крайней примитивности, первоначальная ксилография с первых же шагов оказалась искусством целостным и органичным. Ее лаконичный графический язык -плоскостность, характер и масштаб угловатого штриха, прямо порождались естественными свойствами материала и инструмента.

ЛИНОГРАВЮРА - выпуклая гравюра на линолеуме или сходном с ним поверхностях, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические качества: лаконизм художественного языка, контрасты черного и белого, сочный штрих, возможность быстрого исполнения, цветной печати. • Линогравюра - самая молодая из техник гравюры для высокой печати.

В истории искусства пока еще не написано ни одного капитального труда по истории линогравюры, а имеющиеся о ней сведения как на русском, так и на иностранных языках крайне скупы и даются обычно вместе со сведениями по ксилографии и другим видам эстампа в общих монографиях. Линогравюра возникла на рубеже XIX -XX веков, после того, как был изобретен линолеум. Поначалу линолеум делали из пробковой крошки, перемешанной с окисленным льняным маслом и натуральными смолами. Основанием для линолеума служила джутовая сетчатая ткань. Подобный линолеум был очень пластичен и прочен.

Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Перед началом работы следует выбрать кусок линолеума без пробоин и вмятин. Его шлифуют пемзой или шкуркой, а с ошлифованную массу смывают водой. Хорошо отшлифованный линолеум имеет ровную матовую поверхность. После шлифовки линолеум следует просушить и протереть скипидаром. Иногда линолеум грунтуют белильным грунтом. Для удобства резьбы его прибивают к чертежной доске гвоздями. Это дает возможность пользоваться при гравировании подушкой с песком, что упрощает работу над округлыми формами в линогравюре. Доска линолеума наклеивается на одну из крышек папки декстриновым клеем. Декстрин наносится на обратную сторону линолеума небольшими мазками с интервалом 5-6 мм. Папка позволяет регулировать давление (делать приправку) и по всей плоскости доски, и фрагментарную. Для этого в местах непропечатки на декель наклеивают полоски тонкой бумаги.

ЛИТОГРАФИЯ - тиражная графика, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы. Форма - гладкая или зернистая поверхность камня, на которую наносится изображение жирной тушью или специальным карандашом. Затем на непокрытые жиром участки камня протравливаются кислотой. Рисунок смывается, типографская краска пристает к непротравленным частицам камня.

ОФОРТ - гравюра на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами. На отполированную пластину наносится кислотоупорный лак, на котором стальной иглой процарапываются изображения. Освобожденные от лака места протравливаются кислотой. Образовавшиеся углубления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: