Тезисы лекции 3

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Занятие 3. Лекция 1 (продолжение).

Вопросы для закрепления изученного материала

Дополнение 1

Подведение итогов

Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)

Преподаватель__________________________

1.Что такое графитовые карандаши. На какой бумаге работают карандашами. Какие вспомогательные материалы используются при работе карандашами.

2. Что такое сангина. Вспомогательные материалы.

3. Виды рисовального угля. Вспомогательные материалы в работе с углем.

4.Что такое соус. Техники работы соусом. Вспомогательные материалы.

Тема 1. Материалы для графики – пастель, тушь, бистр, сепия, фломастеры.

Цель: знакомство с графическими материалами – пастель, тушь, бистр, сепия, фломастеры, резинки..

Литература: «Материалы и техники рисунка», М., Изобразительное искусство, 1987

«Советы мастеров. Живопись и графика», Лен., Художник РСФСР, 1979

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Графические материалы – пастель (сухая, восковая), тушь, бистр, сепия, фломастеры.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: что такое пастель, тушь, бистр, сепия, фломастеры.

4. План занятия:

  • виды пастели (восковая, сухая), вспомогательные материалы;
  • тушь, вспомогательные материалы;
  • бистр;
  • сепия;
  • фломастеры, использование в работе дизайнера;

Пастель - это цветные мелки, спрессованные в виде палочек из тонко размолотого пигмента. В состав ее, кроме чистого пигмента, входит небольшое количество клея и какой-нибудь разбеливатель, добавляемый для получения различных градаций каждого цвета. Пастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги, картона и т.п специальными карандашами из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ (пастельными карандашами, пастелью). При этом:

- начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими;

- красочный порошок растирают пальцами или растушкой.

Для пастели характерны:

- бархатисто-матовая поверхность красочного слоя;

- звучный и чистый цвет;

- мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть.

Эти краски, как и произведения, выполненные ими, получили свое название от слова "а пастелло", которым именовали прием рисования одновременно черным тальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где ее использовали такие известные художники, как Буше, Морис Кантен де ля Тур, Шарден, позднее Грез, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом был и итальянский художник Розальба Кариера. Многие художники последних трех столетий обращались к этой технике. Современные художники тоже все чаще используют пастель в своем творчестве, так как она подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатной фактурой. Кроме того, пастель в отличие от жидких красок совершенно не меняет своего цвета. Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами.
Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.
Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток - она слабо сцепляется с основанием и довольно легко осыпается, поэтому выполненную работу часто закрепляют специальными фиксативами Но самое надежное сохранение пастели - в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая "Шоколадница" из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке! Такова пастель.

ФИКСАТИВНЫЁ ЛАКИ

Фиксативные лаки и составы на клеевой основе применяются для фиксирования работ, выполненных на бумаге карандашом или пастелью, а также для закрепления рисунка, выполненного углем на грунтованном холсте.

Покрытие рисунка производится путем распыления лака пульверизатором. Повторное покрытие рисунка фиксативом рекомендуется производить не ранее чем через двадцать минут после первого.

Фабричный лак фиксатив представляет собой раствор карбинальной (синтетической) смолы в спирте.

Пленка фиксативного лака прозрачна и не нарушает цветов рисунка, выполненного пастелью.




double arrow
Сейчас читают про: