Развитие психики животных

Эволюция психики.

Понятие психического развития. Стадии эволюционного развития психики.

Тема: Психическое развитие.

Лекция № 1.2.

План:

§ 1. Понятие психического развития. Стадии эволюционного развития психики

§ 2. Психическое развитие в онтогенезе.

§ 3. Психические особенности периода детства.

§ 4. Психические особенности подросткового и юношеского возраста.

§ 5. Зрелый, пожилой и преклонный возраст.

Полный конспект лекции

Для построения целостного представления о природе психики недостаточно только структурного анализа, но необходимо также понимание логики ее эволюционного и онтогенетического развития. Говоря о развитии психики мы подразумеваем следующее.

 
 
Развитие психики – это закономерное и взаимосвязанное изменение психической системы (психических процессов, свойств, состояний) во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.


.

Такие изменения отличаются необратимым характером, стадиальностью, направленностью и закономерностью.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

Основные тенденции развития психики:

1. усложнение форм психического отражения;

2. повышение сложности организации и произвольности поведения;

3. совершенствование способности к индивидуальному научению.

Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней.

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: