double arrow

Пожилой (60—75 лет) и преклонный (старческий) возраст (старше 75 лет)

Это самые противоречивые периоды жизни, так как привязанность тех или иных изменений к определенным годам самая нечеткая. Всемирная организация здравоохране­ния предложила считать началом пожилого возраста - 65 лет. Медицина утверждает, что инволюционные процессы начинаются в организме после 45 лет. В этом возрасте имеет место более значительное разнообразие по изменению биологических и поведенческих характеристик людей, чем в молодости. Происходит ускоренная инволюция одних систем организма и длительная сохранность других.

Задачи периода поздней взрослости:

1. Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья.

2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов.

3. Нередко приспособление к смерти супруга(и).

4. Установление прочных связей со своей возрастной группой.

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6. Обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

На биологическом уровне в пожилом возрасте происходит снижение обмена веществ, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы и др. изменения. Происходит снижение активности и замедление многих психических процессов (памяти, внимания, восприятия нового), но способность к умозаключению остается сохранной до преклонного возраста, а речевая функция даже может возрастать.

На психологическом уровне характерны следующие новообразования:

- чувство принадлежности к группе.

- чувство комфорта во взаимоотношениях с людьми.

- чувство общности с другими людьми, похожести на них.

- вера, что в каждом человеке есть что-то хорошее.

- чувство, что ты являешься частью человечества.

- чувство оптимизма, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

К 60 годам появляется потребность вновь проанализировать свой жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности. У некоторых людей может возникнуть кризис, который проявляется чувством ненужности, одиночества, отчаяния, подозрительности и недоверия, страхом быть обманутым. Повышается тревожность, угрюмость, эгоцентризм, снижается круг интересов, Этот кризис еще называют пенсионным.

В результате кризиса либо возникает мудрость, либо отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти, либо чувство разобщенности и отчаяния, что жизнь почти кончена, но прожита не так, как хотелось бы. Появляется презрительное недовольство людьми и страх перед смертью.

Психологический возраст тем выше, чем больше человек ожидает прожить и чем больше он успел сделать. Продуктивность и работоспособность долго сохраняется у людей, занимающихся творческой деятельностью.

Самой трудной задачей старости является решение проблемы "жизнь-смерть". Старый человек ощущает близкую смерть, от этого возникает острое чувство одиночества, обостряется страх смерти.

Смерть может стать последней и важнейшей стадией роста, так как она является кризисом индивидуального существования. Перед смертью человек освобождается от условностей, позволяет себе жить своими мыслями, чувствами, удовлетворять свои желания. Сопротив­ление смерти, ее отрицание является нездоровым и ненор­мальным.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Понятие развития психики. Основные тенденции в развитии психики.

2. Как развивалась психика животных ? Как развивалась психика человека ?

3. Три стадии основные эволюционные стадии развития психики.

4. Фундаментальные критерии периодизации развития в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, кризис.

5. Движущие силы психического развития.

6. Периодизация психического развития в онтогенезе: название периода, границы, ведущая деятельность, новообразования, возрастные кризисы.

7. Психические особенности периода детства: новорожденность, младенчество, ранее детство, дошкольный, младший школьный возраст.

8. Психические особенности в подростковом и юношеском возрасте.

9. Психические особенности зрелости, пожилого и преклонного возраста.

10. Понятие хронологического, биологического, социального и психологического возрастов, их соотношение.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:

1. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Сущенко С.А. Возрастная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 221 с.

2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

3. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

5. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.


Сейчас читают про: