Вытягивающая система ОПП массового повторяющегося производства

Конечной практической целью системы управления любым производством является увеличение прибыли за счет сокращения издержек. Последнее становится возможным при устранении про­изводственных потерь и, в первую очередь, потерь, связанных с излишними запасами всех видов. Эта цель достигается с помощью организации производства «точно вовремя». Информационный механизм под названием «КАНБАН» такой организационной сис­темы рассматривался нами в главе 9. На рынке эта концепция будет реализовываться, если пользующуюся спросом продукцию поставлять только в тех размерах, которые можно продать. Этого можно добиться, организовав повторяющееся производство на модульном принципе. Повторяющееся производство способно быстро приспосабливаться к изменениям спроса без излишних запасов всех видов.

Методы управления, с помощью которых повторяющееся про­изводство приспосабливается к переменному спросу, обычно на­зывают выравниванием производства по спросу. Поточные линии такого производства больше не привязаны к выпуску единствен­ного вида продукции огромными партиями, как об этом говори­лось в параграфах 12.2 и 12.4. Вместо этого на линиях должен производиться целый спектр модификаций продукции, отражаю­щий капризы потребительского спроса. Поэтому такое производ­ство будет отвечать потребностям сегодняшнего дня, а запасы в результате реализации модульного принципа конструирования и изготовления изделий могут быть сокращены до минимума. На рис. 12.10 дается анализ двух стадий выравнивания производства, представленных в правой и левой частях рисунка.

На первой стадии (левая часть рис. 12.10) показано приспосаб­ливание к изменению месячного спроса на протяжении года. Приспосабливание достигается с помощью месячного планирова­ния производства, на основе чего готовятся оперативные произ­водственные планы, в которых указаны среднесуточные уровни выпуска на каждом производственном участке, являющиеся осно­вой создания заделов всех видов. Расчеты, проводимые на первой стадии, основываются на трехмесячном и месячном прогнозах спроса на основании информации, поступающей от сбытовых организаций.

На второй стадии (правая часть рис. 12.10) осуществляется приспосабливание к ежедневным изменениям спроса в течение месяца. Здесь основную роль в оперативном управлении произ­водством, реализующую принцип выравнивания производства, играет система «КАНБАН», поскольку оперативное управление может быть эффективным только с помощью так называемой вытягивающей системы. Основой оперативной работы такой сис­темы является график последовательности отгрузок, который со­ставлен для сборки различных модификаций изделий на главном сборочном конвейере. Система обеспечивает выравнивание зака­зов у поставщиков и в основных производственных цехах пред­приятия. Проблема подготовки производства к выпуску модифи­каций изделий рассмотрена в главе 6.

Остановимся на рассмотрении системы выравнивания произ­водства на примере компании «Тоёта».


Выравнивание производства затрагивает два таких показателя, как усредненный общий объем производства в день и усреднен­ный объем выпуска каждой отдельной модификации. Например, на сборочном заводе компании «Тоёта» на одной из линий по сборке автомобилей «корона» должно быть собрано 20000 авто­мобилей за 20 рабочих дней месяца. Это означает, что ежедневно на линии должно собираться по 1000 автомобилей. Но в то же самое время работа этой сборочной линии должна быть усреднена для различных модификаций автомобиля «корона». На конвейере должно собираться около 3000 или 4000 модификаций и комплектаций машин, которые различаются комбинациями двигате­лей, трансмиссий, количеством дверей, сочетанием цветов кузова и внутренней обивки, тормозами и различным дополнительным оборудованием. Выпуск каждой из этих модификаций также дол­жен быть усреднен по объему суточного производства. Предполо­жим, что имеются четыре основных модификации автомобиля «корона», а количество рабочих дней составляет 20. Исходные данные поместим в таблицу 12.3.

Таблица 12.3. Среднемесячные и среднесуточные объемы выпуска основных модификаций модели «корона»

Модификация Месячный выпуск Среднесуточный объем выпуска Ритм сборки Количество автомашин за цикл 9 мин. 36 с.
Количество машин
А     480 мин. 2 смены / 1000 =.96 мин.  
Б      
С      
Д        
Итого        

Приведенные в табл. 12.3 цифры среднесуточного выпуска продукции, построенные на основе месячного производственного плана, поступают на участки, и в соответствии с этой информа­цией организуется работа участков. Как правило, запланирован­ные месячные объемы не требуют загрузки оборудования более чем на 90 % (т. е. существует резерв мощности). При этом каждый универсально подготовленный рабочий-многостаночник обслу­живает не более 10 станков. При увеличении спроса вначале используются резервные мощности, а затем при дальнейшем уве­личении спроса нанимаются временные рабочие.

Из табл. 12.3 не видно, в какой последовательности необходи­мо осуществлять сборку четырех модификаций модели «корона». Она может быть: АААА, ВВВ, СС, D – или может быть органи­зована в другом порядке: D, А, В, А, С, А, В, А, С, В и т. д. Выбор порядка запуска модификаций на сборку влияет на величину текущих заделов всех видов. Для того чтобы избежать перегрузки отдельных производственных звеньев, необходимо определять та­кую последовательность запуска различных модификаций на сборку, чтобы выравнять возникающие перегрузки и в то же время выполнить заданный план. Сам план и последовательность запус­ка определяются централизованно, с использованием компьюте­ров в планово-производственном отделе. Так выглядят в основных чертах те работы, которые осуществляются в соответствии с левой частью схемы выравнивания производства (рис. 12.10).

Следующим шагом (правая часть рис. 12.10) после составления месячного плана производства на пути выравнивания выпуска продукции является подготовка, суточных производственных гра­фиков. Суточные производственные графики составляются толь­ко для главного сборочною конвейера и отражают дневную по­требность в продажах. В других системах управления производст­вом каждый участок получает свой собственный производственный график, подготовленный планово-производственным отделом, так как это делается в системе MRP (глава 10). В компании «Тоёта» для таких производственных звеньев, как механическая обработ­ка, литье или штамповка, определяются только ориентировочные месячные объемы производства, которые потребуются для ли­нии главного сборочного конвейера. На основании таких зара­нее устанавливаемых заданий производства руководитель каждого производственного участка может наилучшим образом расставить рабочих на текущий месяц.

При сборке автомобиля на главном конвейере вспомогатель­ные рабочие получают требуемые количества комплектующих изделий, которые изготовлены на предшествующих производст­венных участках. Эти участки, в свою очередь, выпускают затем ровно столько продукции, сколько было у них изъято. Поэтому для любой предшествующей конечной сборке технологической стадии не нужно составлять заранее свой суточный производст­венный график. Другими словами, система выравнивания, использующая информационную систему «КАНБАН», функцио­нирует таким образом, что производственные заказы движутся с конца производственного процесса от последующей техноло­гической стадии к предыдущей. Сами карточки «КАНБАН» с имеющейся полной на них информацией о предмете производ­ства могут использоваться на участках как сменно-суточные за­дания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: