double arrow

Переменные. Программа реализует алгоритм решения задачи

Константы

Характеристики программы. Данные. Результаты

Базовые понятия

Программа реализует алгоритм решения задачи. Основные характеристики программы следующие:

· точность полученного результата;

· время выполнения;

· объем требуемой памяти.

Функционирование любой программы связано с обработкой данных. Данные, предназначенные для обработки, называются исходными и задаются обычно в начале выполнения программы. Программа по ходу выполнения может запрашивать недостающие исходные данные. Основной способ задания исходных данных – ввод с клавиатуры (см. листинг 1.) Выбор какого либо пункта меню, щелчок мышью на определенной кнопке на экране – также способы ввода исходных данных. Иногда программа может считывать исходные данные из файлов на диске.

В процессе выполнения программы исходные данные преобразуются в результаты. Результаты выводятся на экран или печатающее устройство – принтер в текстовом или графическом виде, а также могут быть записаны в файлы на диске.

Каждый элемент данных, используемый в программе, является константой или переменной. Константами называются элементы данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются. В языке Turbo Pascal используются константы следующих видов: числовые, логические (булевские), символьные и строковые. Числовые константы предназначены для предоставления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да - нет, истина-ложь, 1-0). Символьные и строковые константы – это отдельные символы и их последовательности.

Переменные, в отличие от констант, могут менять свои значения при выполнении программы. В программировании переменную можно трактовать как одну или несколько ячеек оперативной памяти компьютера, которым присвоено определенное имя (идентификатор). Имя в данном случае выступает как посредник, позволяющий отвлечься от «неудобного» для использования адреса конкретной ячейки (или ячеек) с интересующим нас содержимым, но сохранить возможность «простого» обращения к нему. Содержимое этих ячеек может меняться, но имя переменной остается неизменным. Каждое новое значение, записанное в ячейку памяти, «затирает» предыдущее значение, поэтому в любой момент времени переменная имеет только одно

, текущее, значение. Обычно переменные используются для хранения исходных данных, результатов программы, а также промежуточных данных, которые образуются по ходу выполнения алгоритма.

В математике значение переменной в рамках определенной задачи неизменно. Именно поэтому высказывание a:=a+1 математик сочтет неверным. Тем не менее, для программиста это абсолютно правильная конструкция, которая задает вычисление суммы содержимого ячейки а и числовой константы 1 и занесение полученного результата в ту же ячейку а. После выполнения этого действия старое значение переменной а будет безвозвратно потеряно, т.к. одна ячейка памяти не может вместить сразу несколько значений. Это очень важный момент в программировании.

Turbo Pascal позволяет давать имена не только переменным, но и константам, и это считается хорошим стилем программирования. В рассмотренном выше примере (см. листинг1.) простейшая программа содержала только имена переменных, реальные программы обычно содержат раздел определения констант.


Сейчас читают про: