Тема 3. Предпринимательство как социальное явление

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Га

Рублей

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Самостоятельно. Управленческий учет для внутренних пользователей, финансовый учет – для внешних и т.д.))

Существует 2 системы взаимосвязи управленческого учета: автономная и интегрированная.

Автономная система предполагает, что финансовая бухгалтерия занимается синтетическим учетом, а управленческая аналитическим.

При интегрированной системе используется единая система счетов и бухгалтерских проводок.

Счета управленческого учета относятся одновременно и к управленческому и к финансовому учету, но на счетах финансового учета из управленческого переносят только сальдо, чтобы сохранить коммерческую тайну управленческого учета. При интегрированной системе разделение финансового и управленческого учета условное и происходит лишь на уровне аналитических счетов.

При автономной системе используются счета с 20-39, где по статьям осуществляется группировка на счетах 20-29 (значит в управленческим учете), а в финансовом учета 30-39, при этой системе открываются счета-экраны.

При интегрированной системе применяются счета с 20-29.

Система управленческого учета формируется самостоятельно, в таком виде, в котором она предоставляется руководству организации. Определенных норм и правил для управленческого учета не существует, однако при постановке управленческого учета рекомендуется использовать следующие нормативные документы:

1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 №402-ФЗ;

2. Приказ Минфина «Об утверждении ПБУ 1/2008 Учетная политика организации»;

3. ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

4. ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

6. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности организации и других организаций АПК;

7. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции в с/х организациях от 6.06.2003 №792.

УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

1. Технологические особенности отрасли растениеводства и их влияние на постановку учета затрат. Задачи учета затрат в растениеводстве;

2. Объекты и статьи учета затрат в растениеводстве;

3. Учет затрат в незавершенном производстве;

4. Первичный, аналитический и синтетический учет затрат в растениеводстве;

5. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства.

Растениеводство – одна из главных отраслей с сезонным характером работ. Производственные затраты осуществляется неравномерно в разное время года. Выход продукции обусловлен сроками созревания растений и происходит в период уборки урожая. Все затраты на производство в растениеводстве делятся на 2 этапа:

1) затраты под урожай текущего года;

2) затраты под урожай будущих лет.

Исходя из последнего в растениеводстве неизбежно постоянное наличие неравномерного производства. Технологический процесс выполняет несколько этапов:

- подготовка почвы к посеву (вспашка, боронование, культивация и т.д.);

- посев выполняемых работ;

- уход за растениями;

- уборка урожая.

Следовательно затраты в учете должны быть разграничены по видам. В производственном процессе отрасли растениеводства расходуются нефтепродукты, удобрения, семена, изнашиваются машины, оплачивается труд работников. Все эти расходы в учете должны накапливаться отдельно, следовательно, учет должен вестись по статьям затрат. Кроме того, затраты в растениеводстве осуществляется на возделывании многих культур, поэтому аналитический учет затрат в растениеводстве строится по культурам, к возделыванию которых относятся затраты. Таким образом, в соответствии с особенностями производственного процесса в отрасли растениеводства учет должен быть построен с разграничением затрат по годам производства, по видам культур, по статьям с разбивкой по конкретным подразделениям.

Разделение затрат по годам обеспечивается открытием отдельных аналитических счетов затрат на незавершенное производство и под урожай текущего года. Разграничение затрат по культурам может быть обеспечено с помощью применения различных методов учета затрат (нормативный, попередельный и т.д.)

Как правило, в растениеводстве применяется попроцессно-нормативный метод учета затрат.

Разграничение затрат по статьям обеспечивается за счет построения формул расчета, при этом учет затрат на производство ведут в регистрах многострочной формы, где для каждого аналитического счета выделены отдельные графы.

В каждом подразделении организации ведется свой регистр учета затрат.

Учет в отрасли растениеводства должен обеспечивать следующие задачи:

1. Правильное и обоснованное разграничение затрат по видам основного производства, культурам.

2. Обеспечение получения необходимых задач по основным статьям затрат для их анализа.

3. Своевременно и в полном объеме учитывать поступающую от урожая продукцию.

4. Обоснованная систематизация и обеспечение необходимой информацией для исчисления.

Все объекты учета затрат в растениеводстве можно разделить на 4 группы:

I. Сельскохозяйственные культуры:

1) зерновые и зернобобовые культуры;

2) технические культуры, из которых выделяют:

- масленичные (подсолнечник на зерно, соя, горчица);

- прядильные (хлопок, лен);

- конопля;

- свекла сахарная;

- табак;

- лекарственные культуры;

- эфирно-масличные культуры.

3) корнеклубнеплодные культуры (картофель);

4) овощные открытого грунта (капуста, корнеплоды овощные, пасленовые [помидоры, перец, баклажан], тыквенные [огурцы, патиссоны, кабачки], горох, бобы, кукуруза, салатные культуры);

5) кормовые (силосные, зеленый корм и т.д.)

II. Сельскохозяйственные работники:

Затраты по выполняемым работам под урожай будущего года, но при условии, что данные затраты не могут быть отнесены под конкретную культуру.

Пример: подъем зяби, внесение удобрений, известкование почвы. Данные затраты относятся к незавершенному производству растениеводства и переходят на следующий год. В следующем году их распределяют на объекты учета затрат по культурам пропорционально площади посева, а отдельные виды затрат (гипсование, известкование) распределением по объектам учета в течении 5-7 лет.

III. Распределенные затраты:

Затраты текущего года, по которым невозможно сразу отнести на конкретную культуру (амортизационные отчисления, затраты по ремонту основных средств, затраты на содержание полезащитных полос и др.). При этом по каждому из перечисленных объектов учета затрат открывается отдельный аналитический счет. В конце года эти затраты распределяют по культурам.

IV. Прочие затраты (кормопроизводство, послеуборочная доработка продукции и другое):

Затраты, связанные с производством кормов. Эти затраты учитывают на отдельных аналитических счетах (заготовка силоса, семена, заготовка сена, соломы). Выделение затрат в отдельную группу объектов связано с необходимостью исчисления по ним.

Согласно методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции с/х организаций №792 от 2003 года учет затрат основных отраслей сельского хозяйства ведется по следующей номенклатуре статей затрат.

Состав затрат по калькуляционным статьям:

1. Материальные ресурсы, используемые в производстве:

1.1. семена и посадочный материал:

- приобретенные со стороны и собственного производства прошлых лет;

- собственного производства текущего года.

1.2. удобрения:

- минеральные;

- органические.

1.3. средства защиты растений и животных;

1.4. корма:

- приобретенные и собственного производства прошлых лет;

- собственного производства текущего года.

1.5. сырье для переработки;

1.6. нефтепродукты;

1.7. топливо и энергия на технологические цели;

1.8. работа и услуги сторонних организаций.

2. Оплата труда:

2.1. основная;

2.2. дополнительная;

2.3. натуральная;

2.4. другие выплаты.

3. Отчисления на социальные нужды;

4. Содержание основных средств:

4.1. амортизация;

4.2. ремонт и техобслуживание основных средств.

5. Работы и услуги вспомогательных производств.

6. Налоги, сборы и другие платежи..

7. Прочие затраты.

8. Потери от брака, падежа животных.

9. Общепроизводственные расходы.

10. Общехозяйственные расходы.

11. Производственная себестоимость.

Группировка затрат по статьям представляет собой объект аналитического учета и использования в управленческом учете, но первичным признаком группирования затрат по объектам являются элементы затрат, так как первичными объектами учета затрат являются затраты труда и материальных ресурсов, услуг на выполнение производственных операций.

Формирование затрат на производство, включаемых в себестоимость выпущенной продукции, работ, услуг осуществляется в с/х организациях по следующим элементам, предусмотренным в ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

1) Материальные затраты;

2) Затраты на оплату труда;

3) Отчисления на социальные нужды;

4) Амортизация;

5) Прочие затраты.

Затраты под урожай будущих лет утверждают на отдельном аналитическом счете по видам работ, поскольку в момент производства по некоторым из них еще неизвестно к возделыванию каких культур они относятся. При этом учет затрат в незавершенное производство по тем же статьям, что и под культуры текущего года. При распределении затрат незавершенного производства на соответствующие культуры уточняют объем незавершенного производства, а затем определяют те объекты учета, на которые должны быть отнесены затраты. Для распределения затрат составляется специальный расчет, где по каждому объекту в разрезе статей затрат отражают сумму расходов незавершенного производства, далее по каждому виду работ определяют сумму затрат на 1 га всего и на 1 га по каждой статье. Затем пропорционально площади посева распределяют затраты по культурам.

Пример: Затраты по подъему зяби составили 100 000 руб., в том числе:

- оплата труда – 30 000 руб.;

- работы и услуги – 10 000 руб.;

- затраты на содержание основных средств – 40 000 руб.;

- прочие затраты – 20 000 руб.

Площадь вспашки – 1000 га;

Площади зяби будет занята:

- кукурузой – 600 га;

- свеклой – 400 га.

Распределение затрат под кукурузу:

(600 га * 100 тыс. руб.) / 1000 га = 60 тыс. руб.

в том числе:

- заработная плата:

(600 га*30 тыс. руб.) / 1000 га = 18 тыс. руб.

- работа и услуги:

(600 га *10 тыс. руб.) / 1000 га = 6 тыс. руб.

и т.д.

а затраты на свеклу составляют:

(400 га * 100 тыс. руб.) / 1000 га = 40 тыс. руб.

Все записи в бухгалтерском учете о затратах и выходе продукции растениеводства основываются на данных первичных документов, которые можно объединить в 4 группы:

1. Документы по учету затрат труда:

- учетные листы тракториста-машиниста;

- учетные листы труда и выполненных работ;

- табель учета используемого рабочего времени.

2. Документы по учету затрат предметов труда:

Эти документы фиксируют расходы различных материальных ценностей (семян, удобрений, запасных частей и др.):

- акт расхода семян и посадочных материалов;

- акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов;

- акт на списание производственного хозяйственного инвентаря;

Данные этих первичных документов в конце месяца систематизируют в отчетах о движении материальных ценностей, на основании которых производят записи о расходе материальных ценностей в лицевом счете.

3. Документы по учету затрат средств труда:

Эти документы фиксируют затраты по используемым средствам труда, которые выражаются в начисленной амортизации и отчислениями на ремонт основных средств (счет 96).

К ним относят расчеты по начислению и распределению амортизации и отчислений на ремонт основных средств.

- ведомость начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд (форма №48-АПК);

- ведомость расчета амортизации по автотранспорту (форма №50-АПК);

- ведомость распределения амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам отрасли растениеводства (форма №63-АПК);

4. Документы по учету выхода продукции.

Эти документы фиксируют получение оприходования продукции отрасли растениеводства. К ним относят:

- реестр отправки зерна и другой продукции с поля;

- путевка на вывоз продукции с поля;

- талон шофера и комбайнера;

- реестр приема зерна весовщиком;

- ведомость движения зерна и другой продукции;

- движение поступление сельхозпродукции;

- акт приемки грубых и сочных кормов;

- акт на оприходование пастбищных кормов;

Все вышеприведенные систематизируют по … выходу продукции…

Для этого применяют накопительные ведомости и журналы. Например: учетный лист тракториста-машиниста сводят в накопительной ведомости использования МТП и в журнале учета работ и затрат.

Журнал учета работ и затрат ведут в бригадах и других производственных подразделениях. На каждую культуру в журнале отводятся несколько страниц. По каждой культуре фиксируют объем выполняемых работ в натуре или на условиях. Отработанное время в часах и исчисленную оплату труда, расход нефтепродуктов по норме и фактически, расход семени и посадочного материала и других затрат.

Записи в журнале учета работ и затрат производят на основании первичных документов, а по затратам машино-транспортного парка (МТП) на основании накопительной ведомости учета использования VNG (форма №37-А).

В конце месяца по каждой культуре и работе в журнале пересчитывают итоги затрат. Итоги затрат по культуре за месяц используют для записей в лицевой счет подразделения. Лицевой счет (производственный отчет) подразделения является обобщающим регистром о затратах и выходе продукции, который состоит из 3-х разделов:

1 – затраты на производство (дебет производственных счетов);

2 – выход продукции (кредит производственных счетов);

3 – прочие данные.

В 1-ом разделе лицевого счета отведена отдельная графа. В строках указываются затраты по статьям в соответствии с корреспонденцией счетов. Записи в первом разделе лицевого счета делают главным образом на основании журналов учета работ и затрат. А в отдельных случаях на основании сведений из первичных документов. Например: суммы исчисленной амортизации по основным средствам отражают в лицевом счете на основании ведомости расчета амортизации, а материальные затраты на основании отчетов о движении материальных ценностей.

Во 2-ом разделе лицевого счета отражают выход продукции. В нем на каждый вид полученной продукции выделяют отдельные строки с указанием количества и стоимости продукции. Записи делают общими суммами за месяц и сначала года.

В 3-ем разделе лицевого счета отражают прочие данные, относящиеся к работе данного подразделения отрасли. Лицевой счет является регистром аналитического учета по учету затрат и служит основанием для записи в регистр синтетического учета (журнал-ордер №10-АПК).

Себестоимость продукции растениеводства по видам с/х культур (группа культур) исчисляется с учетом следующих требований:

1) зерно-франко-склад или другое место первичной обработки.

Франко-склад (франко-место) – это предельное место затрат, включаемых в производственную себестоимость продукции.

2) картофель, сахарная свекла, овощи и корнеплоды – франко-место хранение (поле, картофеле-овоще хранилище).

3) плоды, ягоды, табачный и махорочный лист, продукция лекарственных культур и цветоводства – франко-пункт приемки хранения.

4) льносолома, льнотреста – франко-пункт хранения переработки (в хозяйстве);

5) солома, сено – франко-пункт хранение.

6) семена трав, льна, овощных и других культур – франко-пункт хранения.

7) зеленая масса на силос, травяная мука, сенаж, гранулы – франко-место силосования, сенажирования (траншея, яма, башня), приготовление травяной муки в гранулах.

Исчисление себестоимости зерновых культур

Затраты на возделывание и уборку зерновых культур, включая расходы на послеуборочную сушку и очистку зерна (без затрат на уборку, прессование, транспортировку, скирдование соломы) составляют себестоимость полноценного зерна и используемых зерноотходов, полученных после обработки, сушки, очистки зерна.

Общая сумма затрат за вычетом стоимости побочной продукции (солома) распределяется на полноценное зерно и используемые зерноотходы пропорционально их удельному весу в общей массе полученного зерна в пересчете на полноценное. Используемые зерноотходы переводят в полноценное зерно с учетом данных о процентном содержании полноценного зерна в зерновых отходах. В специализированных семеноводческих хозяйствах общие затраты на выращивании зерновых культур распределяют между семенным зерном и зерновыми отходами в указанном выше порядке. Общая сумма затрат, приходящаяся на семенное зерно распределяется между его соответствующими репродукциями (суперэлита, элита, I, II, и др. репродукции пропорционально их стоимости по ценам реализации.

Себестоимость 1ц семян соответствующих репродукций определяется делением сумм затрат, приходящихся на семена соответствующей репродукции на физическую массу (после сушки и очистки зерна).

Исчисление себестоимости льна долгунца

При калькуляции себестоимости продукции льна долгунца производственные затраты на выращивание и уборку (за минусом стоимости побочной продукции) распределяя на семена и льносолому пропорционально их стоимости по ценам реализации.

Себестоимость 1ц льносемян и льносоломы определяется делением исчисленных производственных затрат на физическую массу полученной продукции.

Фактическая себестоимость тресты льна долгунца и себестоимость льносоломы и затрат на ее расстил, подъем тресты и выполнения других работ.

Калькуляция себестоимости продукции конопли производится аналогично продукции льна долгунца.

Исчисление себестоимости сахарной свеклы

Себестоимость 1ц корнеплодов сахарной свеклы исчисляют делением общей суммы затрат на ее возделывание и уборку урожая за вычетом стоимости использованной ботвы на физическую массу полученных корнеплодов. Стоимость ботвы определяется фактическими затратами на выполнение работ по ее заготовки.

Исчисление себестоимости табачного и махорочного сырья

Себестоимость табачного и махорочного сырья определяется исходя из общей суммы затрат на возделывание и уборку табака и махорки и полученной зачетной массы сырья путем распределения затрат на отдельные виды продукции пропорционально ее стоимости по цене реализации.

Исчисление себестоимости продукции лекарственных культур

Себестоимость продукции лекарственных культур полевого возделывания исчисляется путем распределения общей суммы затрат на возделывание культур и уборки урожая пропорционально стоимости отдельных видов продукции по ценам их реализации.

Калькуляция себестоимости продукции эфирно-масличных культур производится аналогично продукции лекарственных культур.

Исчисление себестоимости картофеля

Себестоимость 1ц картофеля исчисляется делением общей суммы затрат на возделывание культуры и уборку урожая на массу полученных клубней.

Если на предприятие весь произведенный картофель сортируется, тогда нужно калькулировать себестоимость стандартного и нестандартного картофеля, в состав которого включается мелкий, битый. Затраты по выращиванию картофеля распределяются между стандартным и нестандартным картофелем пропорционально его стоимости по ценам реализации.

Исчисление себестоимости овощей

Калькуляция себестоимости овощей осуществляется отдельно по овощеводству открытого грунта и овощеводству защищенного грунта. Себестоимость 1ц овощей исчисляется делением затрат на возделывание культуры и уборку урожая на массу полученных овощей. Если затраты учитывают по группе однородных овощных культур, например, корнеплоды, овощные культуры себестоимость рассчитывается распределением общих затрат между продукцией отдельных овощных культур пропорционально ее стоимости по ценам реализации.

Может быть использован иной способ, при котором себестоимость определяют путем деления общих затрат на 1га, на урожайность с 1га соответствующих культур.

В овощеводстве закрытого грунта калькулируется себестоимость продукции по видам сооружений: зимней теплицы, весенней теплицы, парника, утепленного грунта, пленочного укрытия. Себестоимость конкретных видов овощей открытого грунта складывается из прямых затрат и общих распределяемых расходов по теплицам и другим сооружениям. Прямыми затратами является стоимость израсходованных семян и посадочного материала (при возможности организации к прямым затратам могут включать и другие затраты), например: з/п, которая непосредственно прямо включается в состав себестоимости конкретных овощей.

Все другие расходы (за вычетом стоимости полученной продукции пчеловодства) являются общими и распределяются по овощным культурам следующим образом:

- в зимних и весенних теплицах под пленочным укрытием и утепленному грунту без укрытий – пропорционально количеству квадратных метродней производству той или иной культуры.

Количество квадратных метродней определяется умножением площади (м2), занятых под или иной культурой на количество дней вегетационного периода этой же культуры.

- в парниках – пропорционально количеству рамодней пребывания культуры в парниках.

Количество рамодней определяется путем умножения числа рам, занятых соответствующей культурой на количество дней ее вегетационного периода.

Себестоимость 1ц продукции отдельных овощных культур (1000 шт. рассады) определяется делением исчисленной суммы затрат по каждой овощной культуре на массу произведенной продукции.

Исчисление себестоимости бахчевых культур

Себестоимость 1ц плодов отдельных видов бахчевых продовольственных культур (тыква, арбуз, дыня и др.) определяется делением всех затрат на их возделывание и уборку урожая на массу оприходованной продукции.

Исчисление себестоимости семян овощных и бахчевых культур

Себестоимость 1ц исчисляется делением затрат на их возделывание, уборку, сушку и сортировку семян за вычетом стоимости полученных отходов на массу продукции. Отходы, используемые на корм скоту, оценивают по себестоимости кормовых корнеплодов или зеленой массы посевных культур с учетом их кормой ценности (кормовой питательности), а использование для переработки и иных целей – по ценам возможной реализации.

Аналогично исчисляется себестоимость корнеплодов и бахчевых кормовых культур.

Исчисление себестоимости силосных посевных культур

По кукурузе на силос и зеленому корму, а также другим силосным посевным культурам себестоимость 1ц зеленой массы исчисляется делением затрат на выращивание культуры и уборку зеленой массы на массу произведенной продукции (зеленой массы) в центнерах.

Исчисление себестоимости сеянных однолетних трав

Затраты по сеянным однолетним травам, используемым:

1) для получения одного вида продукции – полностью относят на ее себестоимость;

2) нескольких видов – затраты распределяют между отдельными видами продукции по следующим коэффициентам:

Сено (1ц) – 1,0;

Семена (1ц) – 9,0;

Солома (1ц) – 0,1;

Зеленая масса (1ц) – 0,25.

Исчисление себестоимости многолетних трав

Затраты по выращиванию, приходящиеся на продукцию отчетного года слагаются из затрат прошлых лет (незавершенное производство) и текущего года. Затраты прошлых лет распределяют по годам использования пропорционально числу лет эксплуатации посевов в соответствующем севообороте. Если посевы используются в течение 2-лет на каждый год их использования, относят 50% затрат. При 3-х летнем использовании трав на продукцию 1-го года относят 33% затрат, 2-го года – 34% и 3-го года – 33%.

Затраты, связанные с выращиванием и уборкой распределяют между отдельными видами продукции с помощью следующих коэффициентов:

Сено (1ц) – 1,0;

Семена (1ц) – 75,0;

Солома (1ц) – 0,1;

Зеленая масса (1ц) – 0,3.

При посеве многолетних трав под покровной культурой и получения урожая трав в год посева общие затраты (расходы на предпосевную обработку почвы, если посев ведется одновременно – стоимость удобрений и другие затраты) на выращивание обеих культур распределяются между покровной и подпокровной культурами пропорционально сбору продукции, исчисленной в центнерах, кормовых единицах.

Если урожай под покровной культурой не получен, все затраты относятся на покровную культуру. Расходы по уходу за посевами трав после уборки покровной культуры полностью включаются в состав затрат по выращиванию многолетних трав.

Себестоимость зеленой массы сеянных однолетних (многолетних) и луговых трав, скормленных на корню, определяется суммой затрат на выращивание этих трав до уборки приходящихся на площадь выпаса.

Затраты по улучшенным естественным сенокосам и пастбищам, используемым для получения: 1) одного вида продукции – относят на ее себестоимость; 2) нескольких видов продукции – распределяются между отдельными видами полученной продукции пропорционально ее сбору в кормовых единицах.

Исчисление себестоимости силоса и сенажа

Определяется фактической себестоимостью зеленой массы, заложенной на силос или сенаж, расходы на содержание и эксплуатацию капитальных сооружений, используемых для закладки силоса и сенажа, а также всеми затратами по силосованию, сенажированию, включая стоимость консервантов (загрузка и трамбовка силосной сенажной массы, погрузка и транспортировка соломы, укрытия траншей пленкой, соломой и т.д.). Другие компоненты, используемые для силосования (корнеплоды, капустный лист и другие) включают в общие затраты на производство силоса, сенажа по их стоимости, исчисляемой в установленном порядке.

Себестоимость витамино-травяной муки слагается из стоимости зеленой массы и других компонентов, идущих в переработку и расходов по приготовлению, затариванию и транспортировки травяной муки в склад.

Исчисление себестоимости многолетних насаждений

При калькуляции себестоимости продукции многолетних насаждений плодоносящего возраста из общих затрат исключают стоимость черенков, усов, отводков, отпрысков по ценам их реализации. Стоимость 1ц плодов и ягод определяют делением оставшейся суммы затрат на массу оприходованной продукции.

Для исчисления себестоимости продукции по отдельным ее видам и сортам нужно распределить затраты пропорционально стоимости плодов и ягод по ценам продаж.

На специализированных садоводческих предприятиях себестоимость 1ц плодов или ягод исчисляют делением фактических затрат по видам или группам насаждений (за вычетом стоимости черенков, усов и отводков по цене их реализации) на массу произведенной продукции.

Исчисление себестоимости посадочного материала

Для определения себестоимости выращенного посадочного материала по отдельным группам культур (семечковые, косточковые саженцы и т.п.) общую сумму затрат по каждому участку распределяют между выкопанной продукцией (для реализации посадки в своем хозяйстве) и оставшейся в грунте (для выращивания) пропорционально количеству саженцев.

Исходя из суммы затрат, приходящейся на выкопанную продукцию, включая оставшуюся (в прикопке) определяют себестоимость 1000 шт. посадочного материала. Затраты, приходящиеся на сеянцы, окулянты, однолетние и двулетние саженцы, оставшееся в грунте для доращивания переходят на следующий год как незавершенное производство.

Исчисление себестоимости продукции цветоводства

В цветоводстве открытого и защищенного грунта себестоимость каждого вида продукции исчисляется путем распределения затрат на выращивание цветов пропорционально стоимости продукции в ценах реализации и их делением на количество каждого вида продукции.

УЧЕТ ЗАТРАТ ВЫХОДА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА И ИСЧИСЛЕНИЕ ЕЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

1. Методологические основы и задачи бухгалтерского учета в животноводстве;

2. Объекты и статьи учета затрат в животноводстве;

3. Организация учета затрат выхода продукции животноводства;

4. Исчисление себестоимости продукции животноводства.

Самостоятельно!

Затраты по выращиванию и откорму животных учитывают на счете 20/2. В промышленных и прочих организациях, где животноводство не относится к обычным видам деятельности, а относятся к подсобным производствам возможно использование счета 29.

В качестве объекта учета затрат по счету 20/2 выделяют отдельные виды и группы животных в пределах отраслей: КРС (молочное и мясное скотоводство), свиноводства, овцеводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и т.д.

Учет затрат на аналитических счетах по счету 20/2 ведут по следующей номенклатуре статей затрат:

1) оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

2) средства защиты животных;

3) корма;

4) содержание основных средств, в том числе:

-нефтепродукты

-амортизация основных средств

- ремонт основных средств;

5) работы и услуги;

6) организация производства и управления;

7) потери от падежа животных;

8) прочие затраты.

В животноводстве, как и в растениеводстве, все производительные затраты неоднородны. Они включают материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на содержание основных средств и другие, поэтому учет затрат в животноводстве должен обеспечить строгое разграничение этих затрат по видам.

В животноводстве, как правило, не существует длительных разрывов в сроках вложения средств и выхода продукции, как в отрасли растениеводства. Все затраты календарного года в животноводстве относятся к производству продукции этого же года, т.е. все затраты в животноводстве являются затратами текущего периода.

Незавершенного производства в животноводстве не бывает, исключением является отрасль пчеловодства, рыбоводства, птицеводства.

В животноводстве, в отличие от растениеводства технологический процесс производства характеризуется однородностью выполняемых операций. Все операции протекают в животноводстве непрерывно, поэтому в данной отрасли отсутствует разделение затрат по видам работ и отдельным операциям. Кроме того, особенностью отрасли животноводства является то, что отрасль имеет ряд подотраслей (скотоводство, свиноводство и др.). Затраты и выход продукции этих отраслей различны, следовательно и учет затрат следует вести раздельно в разрезе подотраслей. Разграничение затрат должно обеспечиваться с одной стороны по основным видам производств и группам скота, а с другой – по видам затрат. Разграничение затрат по первому признаку обеспечивается за счет построения аналитического учета. Аналитические счета в животноводства в разрезе каждой отдельной подотрасли открываются отдельно. Кроме того, в каждой подотрасли аналитический учет осуществляется в разрезе групп скота.

Разграничение затрат по 2-му признаку достигается за счет соответствующего построения учетных регистров, при этом применяют регистры многострочной формы. Учет по видам затрат ведут отдельно по каждой статье затрат для того, чтобы можно проконтролировать проанализировать расход ресурсов.

В животноводстве, как и в растениеводстве выделяют 4 группы первичных документов по учету затрат и выходу продукции.

1. Документы по учету затрат труда:

- расчет начисления оплаты труда работникам животноводства;

- табель учета использования рабочего времени.

В связи с тем, что начисление оплаты труда работникам животноводства производится за полученную продукцию, то для начисления оплаты труда привлекаются документы, фиксирующие выход продукции животноводства: * журналы учета надоя молока; * акты на оприходования приплода животных;* ведомости взвешивания и другие.

2. Документы по учету затрат предметов труда:

- ведомость учета расхода кормов (служит основанием для учета скормленных кормов);

Сводный учет расхода кормов ведут на ферме в журнале учета расходов кормов. В нем на каждую группу животных отводится несколько страниц, записи о расходе кормов ведут по каждому виду отдельно в физической массе и переводят в кормовые единицы. Итоговые данные за каждый день из журнала переносят в ведомость учета расходов кормов.

Расход медикаментов и дезинфицирующих средств оформляют в установленном порядке лимитно-заборными картами, накладными внутрихозяйственного назначения и актами.

3. Документы по учету затрат средств труда (фиксируют в документах по начислению амортизации и отчислениям на ремонт основных средств).

4. Документы по учету выхода продукции можно подразделить на 2 группы:

4.1. – документы по оприходованию продуктов животноводства:

- журнал учета надоя молока;

- акт на остриг и приемы шерсти;

- дневник поступления с/х продукции (для оприходования яйца);

4.2. – документы по оприходованию прироста живой массы и приплода:

- акт на оприходование приплода животных;

- накопительный акт на оприходование приплода зверей;

- ведомость взвешивания животных;

- расчет определения привеса;

- акт на вывод и сортировку суточного молодняка птицы.

Синтетический учет в журнале-ордере №10АПК ведут в целом по счету 20/2 в разрезе корреспондирующих счетов: 10,70,69,43,23,25,26 и другие.

По Дт 20/2 отражают все фактические затраты на производство, а по Кт 20/2 – выход продукции в плановой оценке в течение года. В конце года плановая себестоимость продукции доводится до фактической. Сальдо счет 20/2 не имеет, за исключением отраслей рыбоводства и пчеловодства.

Отличительной особенностью счета 20/2 от счета 11 является то, что на счете 11 осуществляется учет поголовья животных живой массы птицы, рыбы и т.д., а на счете 20/2 осуществляется учет затрат по их выращиванию.

В животноводстве объектом исчисления себестоимости является: молоко, шерсть, приплод, яйцо, прирост живой массы, общая живая масса. При этом объекты учета затрат и объект калькуляции в животноводстве могут не совпадать, поскольку в большинстве отраслей получают одновременно несколько видов сопряженной продукции. Например: от основного стада КРС получают молоко и приплод одновременно, в овцеводстве: шерсть, приплод и прирост живой массы.

Объектами исчисления себестоимости в молочном скотоводстве являются: основная продукция – молоко; сопряженная продукция – приплод; побочная продукция – навоз.

Затраты на навоз в учете отражают по нормативам. Нормативные затраты на уборку складываются из затрат на амортизацию и отчислений на ремонт основных средств, затрат по навозоудалению и его хранению.

Фактическая себестоимость молока и приплода рассчитывается следующим образом: из общей суммы затрат, учитываемых на аналитическом счете «молочное стадо КРС» вычитают стоимость навоза по нормативам, оставшуюся сумму затрат распределяют между молоком и приплодом в соответствии с расходом обменной энергии кормов. При этом на молоко относят 90% от оставшейся суммы затрат, на приплод – 10%. Себестоимость 1ц молока исчисляют делением суммы затрат, приходящейся на его производство на физическую массу полученного молока, а себестоимость одной головы приплода исчисляют делением отнесенных на приплод затрат на полученное количество голов приплода.

Исчисление себестоимости 1ц прироста живой массы молодняка на выращивание и откорме. Общую сумму затрат на выращивание и откорм молодняка делят на полученный прирост живой массы в центнерах. Валовой прирост живой массы определяют по формуле:

Масса поголовья на конец года (Мк)+Масса выбывшего поголовья, включая падеж (Мв) – Масса поступившего поголовья (Мп) – Масса поголовья на начало года (Мн)

По молодняку на выращивание и откорме, кроме себестоимости 1ц прироста живой массы определяют себестоимость 1ц живой массы, это связано с разными ценами, по которым приходуют молодняк. Например: приплод телят оценивают по плановой себестоимости одной головы, купленных телят – приходуют по фактической себестоимости приобретения. Взрослый скот, принятый на откорм и молодняк прошлых лет учитывают на начало года по средней себестоимости 1ц живой массы а не головы.

Чтобы каждый вид животных был учтен по одинаковой цене на предприятие должен применяться порядок оценки животных по средней себестоимости 1ц живой массы, для этого составляется расчет себестоимости 1ц живой массы. В нем отражают количество голов, живую массу и стоимость животных на начало года, приход по каналам поступления, и расход по каналу выбытия. Себестоимость одного центнера живой массы рассчитывается следующим образом: к затратам, отнесенным на прирост живой массы групп скота прибавляют стоимость животных на начало года + стоимость поступивших животных + стоимость приплода молодняка. Полученную сумму делят на расчетную живую массу, которая складывается из массы животных на конец года и живой массы выбывших животных кроме падежа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОБОСНОВАНИ РЕШЕНИЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

1. Постоянные и переменные затраты. Зависимость величины затрат от объема производства

2. Маржинальный доход и точка нулевой прибыли. Зона убытков и прибыли

3. Методы деления затрат на постоянные и переменные

Особое значение в управленческом учете имеет деление затрат на постоянные и переменные. На таком делении базируется система директ-костинг. Основной критерий группировки затрат по степени переменности – это их зависимость от изменения объема производства.

Постоянные затраты – это такие затраты, которые при изменении объемов производства остаются неизменными.

Переменные затраты – наоборот возрастают или уменьшаются в связи с изменением объема производства.

Сумма постоянных и переменных составляют валовые затраты

З вал =Зпост+З пер

На основе показателя валовых затрат можно рассчитать средние издержки путем деления валовых затрат на количество произведенной продукции.

Предельные издержки (маржинальные) – это изменение затрат на единицу продукции (дополнительные затраты на единицу продукции)

З пред = изменения валовых затрат/изменение К

Предельные маржинальные издержки в процентном отношении называются коэффициентом реагирования затрат

Крз=0, то есть характером затрат являются постоянные издержки, больше 0 но меньше 1, то затраты являются дегрессирующими, если равен 1, то затраты являются пропорциональными. Если больше 1, то это прогрессирующие затраты.

Постоянные затраты остаются неизменными и располагаются параллельно оси Х.

Переменные затраты классифицируются на пропорциональные и непропорциональные.

Пропорциональные затраты изменяются прямо пропорционально увеличению или уменьшению количеству произведенной и реализованной продукции. К переменным прямо пропорциональным затратам отнести материалы, сырье, упаковка, зарплаты. На графике величина пропорциональных переменных затрат проходит через начало координат под углом к оси Х.

Непропорциональные переменные затраты делятся на прогрессирующие и дегрессирующие.

Прогрессирующие переменные затраты возрастают быстрее, чем объем производств (работа в выходные дни, оплата больше). На графике выше чем в пропорциональных.

Дегрессирующие – это затраты, рост которых происходит медленнее чем объем производства. Они занимают промежуточное место между пропорциональные и постоянными затратами (ремонт оборудования, перевоз между цехами). На графике ниже, чем пропорциональные.

В управленческом учете основной акцент делается на сопоставление затрат и результатов. Это сопоставление и показывает эффективность деятельности предприятия по производству конкретного вида продукции. Результатом в данном случае будет выступать выручка. Поэтому на графике зависимости затрат и результатов откладывают затраты переменные постоянные и выручку за определенный период времени. Ключевым элементом анализа затрат и результатов выступает точка безубыточности (порог рентабельности). В данной точке уровень затрат и уровень выручки одинаков. То есть прибыль = 0. Данная точка является одним из основных критериев развития организации и необходима она для прогнозирования величины выручки и прибыли на перспективу. Для определения точки безубыточности можно использовать 2 способа: графический и аналитический.

При аналитическом способе точку критического объема продаж определяют по формуле.

Маржинальный доход = выручка – переменные затраты.

переменные

постоянные затраты

выручка

на пересечении критический объем продаж.

1. Метод наименьших квадратов

2. Метод мини- макси

3. Графический или статистических.

1.

Месяц Объем производства молока (К) Затраты на молоко (Звал) К в квадрате К*Звал
Январь        
Февраль        
Март        
Апрель        
Май        
Июнь        
Июль        
итого        

Переменные затраты на единицу продукцию =(м(количество периодов)*(К+Звал)- К*Сумму Звал)/(м *сумма К квадрате- сумма К в квадрате= 364.

Затраты постоянные равны = Сумма З вал *Сумма К в квадрате – Сумма к *З вал *Сумма К/м *сумма к в квадрате – сумма к (в квадрате)= 56000*140-1143800*140/2890- 140в квадрате = 1097600000-160132000/

Уравнение затрат

Затраты валовые = затраты пост +З пер *К

Затраты валовые = 2711,11 +364 *140

2. Из всей совокупности затрат выбирают с наименьшим и наибольшим объемом производства. Затем определяются переменные затраты на единицу продукции. Таким образом рассчитываются предельные издержки. Общая сумма постоянных расходов исчисляется как разность между затратами валовыми и затратами переменными на единицу продукции по определенному объему. И далее составляется уравнение валовых затрат.

УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТАМ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ

1. Понятие носителя затрат, себестоимости и калькулирования. Виды себестоимости;

2. Цель, роль, виды и задачи калькуляции. Калькуляционные единицы;

3. Этапы калькуляционных расчетов;

4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

5. Учет и распределение накладных расходов.

Под носителем затрат понимается вид продукции, работ и услуг, по которым исчисляется себестоимость. Согласно методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат и калькулированию себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях, себестоимость характеризуется величиной затрат в денежном выражении на производство конкретных видов продукции.

Существует несколько видов себестоимости, которые можно разграничить по следующим признакам:

I. По полноте включения затрат в себестоимость продукции:

1. производственная себестоимость (все затраты на производство);

2. полная себестоимость.

II. По оперативности формирования себестоимости:

1. фактическая себестоимость;

2. нормативная (плановая) себестоимость.

III. По характеру ограничения затрат производственной себестоимости:

1. полная производственная себестоимость;

2. сокращенная производственная себестоимость.

Калькулирование себестоимости – это совокупность методов учета затрат на производство продукции и способов исчисления затрат.

Калькуляция – это расчетные процедуры, заключающаяся в определении себестоимости единицы продукции.

Цель калькулирования заключается в формировании информации о величине затрат на всех стадиях производства продукции, а также о показателях, необходимых для определения эффективности производства.

Роль калькуляции: калькуляция позволяет принимать более оптимальные управленческие решения, позволяет соизмерять затраты и доходы по отдельным подразделениям.

Виды калькуляции.

В зависимости от времени и порядка составления различают:

- плановую калькуляцию;

- проектную калькуляцию;

- нормативную калькуляции.;

- ожидаемую калькуляцию;

- провизорную калькуляцию;

- отчетную калькуляцию.

Плановая калькуляция – определяют себестоимость продукции на последующий плановый период (месяц, квартал, год).

Предназначена для расчета плановой себестоимости продукции. Разновидностью плановой калькуляции является проектная (сметная) калькуляция, которая составляется на вновь осваиваемую продукцию или работы разового порядка. Обычно это калькуляция служит основанием для плановой калькуляции в период массового выпуска новой продукции.

Нормативная калькуляция – применятся при нормативном методе учета затрат и составляется на основе норм расхода сырья, материалов и других затрат. В отличие от плановой в нормативную калькуляцию в течение периода могут вноситься изменения, по мере изменения норм

Ожидаемая (провизорная) калькуляция – составляется на 1 октября текущего года по фактическим данным за 9 месяцев и плановым за 3 последующих месяца. Данные провизорной калькуляции используются для выведения предварительного финансового результата деятельности предприятия.

Отчетная (фактическая) калькуляция – составляют по фактическим данным за год. Показатели фактической себестоимости продукции используют для определения фактического финансового результата.

Задачи калькулирования:

1) достоверная калькуляция фактической себестоимости;

2) контроли за соблюдением норм расхода;

3) определение рентабельности продукции, а также оценка эффективности отдельных центров ответственности.

Калькуляционная единица – это показатели, характеризующие объекты калькуляции. Они бывают: натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные.

1. Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов;

2. Определение себестоимости услуг вспомогательных производств и распределения их на счета основного производства;

3. Распределение косвенных расходов между отдельными объектами учета затрат;

4. Определение себестоимости окончательного брака;

5. Оценка возвратных отходов;

6. Оценка незавершенного производства;

7. Распределение затрат между готовой продукцией и незавершенным производством;

8. Расчет себестоимости готовой продукции.

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Особенностью системы попроцессного метода является несовпадение объектов учета и объектов калькуляции. Данный метод применятся в сельском хозяйстве, в частности в растениеводстве и животноводстве. При данном методе затрат собираются на протяжении всего процесса производства по отношению к определенным видам продукции.

Объектами учета затрат при данном методе могут быть отдельные процессы (вспашка зяби, боронование), а объектами калькуляции – отдельные виды произведенной продукции.

Попередельный метод учета затрат

Применяется в основном в перерабатывающих предприятиях, где материалы проходят несколько стадий (фаз, переделов) переработки.

Передел – это часть технологического процесса по изготовлению продукции.

Различают полуфабрикатный и бесполуфабрикатный вариант.

Полуфабрикатный вариант – каждый передел представляет собой законченную стадию, при этом исчисляется себестоимость готовых полуфабрикатов в конце каждой стадии, и эти полуфабрикаты могут быть проданы.

Бесполуфабрикатный метод учета затрат – предусматривает только учет затрат по переделам. А себестоимость после каждого передела не определяется и исчисляется себестоимость только готовой продукции.

Позаказный метод учета затрат

При данном методе происходит совпадение объектов учета и объектов калькуляции. Объектом учета. При позаказном методе объект учета и объект калькуляции – это отдельный заказ. Заказом может выступать изделие, вид ремонтных работ, производство кондитерских изделий. Применяется этот метод в пошивочных мастерских (ателье), ремонтных мастерских, в строительстве и т.д.

Калькулирование сопряженных видов продукции:

1. Простой (прямой) метод калькулирования – применяется, когда из производства получают только один вид продукции (работ, услуг), например при калькуляции услуг вспомогательных производств;

2. Метод исключения затрат на побочную продукцию – применяется в случае, когда всю продукцию делят на основную и побочную, при этом из общей суммы затрат вычитают всю побочную продукцию по ценам реализации или использования, оставшаяся сумма затрат составляет себестоимость основной продукции (например: сахарная свекла);

3. Метод коэффициентов – применяется, когда объект учета не совпадает с объектом калькуляции. Особенность: для распределения затрат применяют коэффициенты, с помощью которых побочная и основная продукция переводится в условную, в результате исчисляется себестоимость условной продукции, после чего переводят условную продукцию в натуральную (например: консервированные огурцы, банки считаются как тубы);

4. Пропорциональный метод – применяется, когда из производства получают несколько видов продукции, но коэффициент на эту продукцию не установлен. Распределение затрат, полученных из нескольких видов продукции производится пропорционально базе распределения (про мясо).

5. Комбинированный метод – применяется несколько из перечисленных методов.

В системе управленческого учета все затраты по назначению или влиянию на технологический процесс делят на основные и накладные. К основным относятся все виды ресурсов (трудовые, материальные) потребление которых связано с производством конкретного вида продукции. К накладным расходам относят все остальные, т.е. затраты, связанные с производством нескольких видов продукции (25,26): общепроизводственные расходы обслуживающего характера (амортизация оборудования и транспортных средств общепроизводственного назначения, техническое обслуживание, хозяйственный инвентарь); расходы на управление; общехозяйственные расходы (расходы на исследования и разработки, оплата консультационных услуг и другие расходы общего назначения). В течение квартала накладные расходы учитываются на счетах 25 и 26, а в конце квартала распределяются пропорционально выбранной базе, либо на основное производство на счет 20, либо на счет 90 – продажи. База может быть различной, выбор базы осуществляется самим предприятием, но для с/х предприятий методическими рекомендациями по учету затрат рекомендована следующая база: прямые затраты без стоимости семян в растениеводстве, кормов животноводстве, полуфабрикатов в промышленном производстве.

Метод учета затрат по функциям (метод АВС) – это система отнесения накладных расходов на продукт. При данном методе организация выбирает набор рабочих операций, функций и функция будет выступать объектом учета затрат. В качестве функции может выступать: наладка оборудования, снабжения цеха материалами и др. Данный метод необходим тогда, когда происходит непропорциональное потребление накладных расходов для разных видов продукции.

Согласно методике метода АВС сначала определяется полный перечень функций, а затем уже последовательность их выполнения с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой операции. При этом все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость.

Однако простой подсчет стоимости по операциям не позволяет определить себестоимость продукции, поэтому в основе метода АВС лежит индекс распределения затрат, который называется драйвер. Величина драйвера определяет размер совокупных затрат. Примером драйвера может служить количество наладок оборудования.

Положительная сторона метода АВС: дает возможность отслеживать потоки ресурсов в процессе производства, что невозможно при обычных традиционных методах.

Отрицательная сторона метода АВС: дороговизна его внедрения.

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСВТА ПО ВИДАМ РАСХОДОВ И ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Понятие системы затрат. Классификация калькуляционных систем;

2. Сущность, понятие расходы, доходы, затраты. Классификация затрат в управленческом учете;

3. Учет затрат по центрам ответственности и центрам затрат.

Система это множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих единство.

Калькуляционные системы – это системы, ориентированные на принятие управленческих решений. Их группируют по 3 направлениям:

I. По полноте включения затрат в себестоимость продукции и характеру распределения постоянных расходов:

1. Система учета полных затрат;

2. Система учета переменных затрат.

II. По оперативности учета и контроля затрат:

1. Системы учета нормативных затрат;

2. Системы учета фактических затрат.

III. По объекту учета затрат:

1. Система отнесения затрат на заказ;

2. Система отнесения затрат на процесс.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации. За исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. В соответствии с ПБУ 9/99 доходы организации это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов собственников имущества.

Главный объект управленческого учета – это затраты. Затраты производства отражают стоимость ресурсов, израсходованных в процессе производства продукции для повышения эффективности и аналитичности управленческого учета все затраты классифицируют в зависимости от направлений управленческого учета.

Классификация затрат в управленческом учете

Направления УУ Классификационные признаки и группы
Процесс принятия управленческих решений 1. Явные и альтернативные; 2. Релевантные и нерелевантные; 3. Эффективные и неэффективные.
Процесс прогнозирования УУ 1. Краткосрочные; 2. Долгосрочные.
Процесс планирования 1. Планируемые; 2. Не планируемые.
Нормирование Стандарты, нормы и отклонения от них.
Процесс организации По местам возникновения, центрам ответственности и центрам затрат
Процесс учета 1. Одноэлементные и комплексные; 2. По экономическому содержанию: 2.1. элементы; 2.2. статьи затрат. 3. По отношению к процессу производства: 3.1. переменные; 3.2. постоянные. 4. По технологическому процессу: 4.1. основные; 4.2. накладные. 5. По способам включения в себестоимость продукции: 5.1. прямые; 5.2 косвенные. 6. По времени возникновения: 6.1. текущие; 6.2. единовременные.
Процесс контроля 1. Контролируемые 2. Неконтролируемые.
Процесс регулирования 1. Регулируемые; 2. Нерегулируемые
Процесс стимулирования 1. Обязательные; 2. Поощрительные.
Процесс анализа 1. Фактические; 2. Прогнозные; 3. Плановые.

Для принятия управленческих решений затраты делят на явные и альтернативные.

Явные затраты – это предполагаемые затраты производственной и коммерческой деятельности.

Альтернативные затраты – это затраты, обусловленные отказом одного товара в пользу другого. Таким затраты возникают в случае ограниченности ресурсов.

Затраты, зависящие от принимаемого решения классифицируют на релевантные и нерелевантные.

Релевантные затраты – это существенные, значимые затраты для принятия управленческих решений.

На результат принимаемого решения влияние оказывает деление затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты – это затраты, вложенные в продукцию от продажи которой может быть получен доход.

Неэффективные затраты – это непроизводительные затраты, от которых дохода не будет (простои, недостачи, потери от брака).

При прогнозировании различают затраты долгосрочные и краткосрочные. Такое деление необходимо в результате отличий долгосрочного и краткосрочного периодов по возможностям.

По отношению к плану затраты классифицируют на планируемые и не планируемые. Планируемые затраты включаются в смету, не планируемые возникают в результате неполадок производства, хищений, простое по каким-то причинам.

По составу затраты делят на одноэлементные и комплексные.

По экономическому содержанию затраты делят на статьи и элементы.

Согласно ПБУ 10/99 выделяют 5 элементов. Статьи затрат.

По роли в технологическом процессе затраты делят на основные и накладные.

Основные затраты – это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом при производстве продукции.

Накладные затраты – это затраты на обслуживание и управление производством.

По способам включения в себестоимость продукции выделяют прямые и косвенные затраты.

Прямые – это которые сразу можно отнести на конкретное производство, а косвенные, связанные с выпуском нескольких видов продукции.

В процессе контроля различают контролируемые и неконтролируемые. То есть это затраты поддающие контролю, либо которые не поддаются контролю. В процессе контроля осуществляется и регулирование затрат.

Регулируемые затраты – это затраты центров ответственности, на величину которых может повлиять руководитель.

Нерегулируемые затраты – это затраты на которые руководитель не влияет.

Центром ответственности в системе управленческого учета – это структурное подразделение организации, возглавляемое менеджером, который несет ответственность за деятельность данного подразделения.

Для каждого центра ответственности определяется цели, составляются бюджеты, введется учет результатов, оценивается деятельность руководителей и сотрудников. Эффективность деятельности центра ответственности, которая в конечном итоге отражается на эффективности организации в целом, определяется 2-мя параметрами:

1 – достижением поставленных целей; 2 – эффективность использования ресурсов.

В зависимости от сферы влияния масштаба решений и степени ответственности менеджера конкретного подразделения различают 4 вида центра ответственности:

1. Центр прибыли.

Это подразделение, в котором можно явно сопоставить доходы с расходами и руководитель подразделения несет ответственность за полученную прибыль по подразделению. То есть отдельный сегмент организации может работать в качестве центра прибыли, в случае, его относительной обособленности от деятельности других сегментов. Что позволяет разграничить финансовый результат и ответственность за данный финансовой результат. Каждую организацию в целом независимо от ее размера, организационной структуры, можно считать центром прибыли.

2. Центр доходов.

Это подразделение, отвечающее за получение организацией дохода, в частности выручки. Руководитель такого подразделения не несет ответственность за использование ресурсов, за исключением своего подразделения. Центром дохода могут выступать и как правило выступают сбытовые отделы предприятия, которые могут влиять на цены, то есть контролировать их, а также влиять на объем продаж.

3. Центр инвестиций.

Это сегмент организации, по которым можно выявить отдачу….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: