1. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательства.
2. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности.
1. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательства.
Как отмечалось ранее, для формирования и эффективного функционирования предпринимательства необходимы определенные условия.
1) В первую очередь – экономические ресурсы.
Экономические условия предпринимательства – это:
§ предложение товаров и услуг и спрос на них;
§ избыток или недостаточность рабочих мест в обществе, влияющие на уровень заработной платы и уровень благосостояния населения в целом;
§ уровень и доступность денежных ресурсов для инвестирования капиталов, к которым готовы обратиться потенциальные предприниматели, и которые готовы предоставить кредитные учреждения.
Благоприятность экономических условий предпринимательства зависит от множества разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка:
§ банки, оказывающие различного рода финансовые услуги;
|
|
§ поставщики, поставляющие сырье, материалы, топливо, энергию, оборудование и инструменты;
§ оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
§ специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
§ агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы;
§ учебные заведения, подготавливающие рабочие кадры;
§ прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
§ средства связи и передачи информации.
2) Социальные условия предпринимательства:
§ прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары и услуги, отвечающие определенным вкусам, моде, сложившимся традициям;
§ нравственные, религиозные нормы, социокультурная среда. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ и стиль жизни потребителей и посредством этого – определенный спрос на товары и услуги;
§ уровень социальной защиты населения, который влияет на отношение работников к величине заработной платы, условиям труда, предлагаемым предпринимателями.
3) Правовые условия:
§ наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих благоприятные/неблагоприятные условия ее развития;
§ налоговое законодательство, определяющее условия налогообложения предпринимателей;
§ система региональных центров поддержки предпринимательства и т.д.
2. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности.
Государство является основным регулятором предпринимательской деятельности, формируя и регулируя вышеперечисленные условия. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности обусловлена следующими основными причинами (по Ф. Котлеру):
|
|
§ необходимостью защитить фирмы друг от друга за счет принятия законов, запрещающих недобросовестную конкуренцию;
§ необходимостью защиты потребителей от недобросовестной деловой практики – некачественной продукции и услуг, ложные рекламные обещания, отсутствие полной информации на упаковке и т. д.;
§ необходимостью защиты общества в целом от действий предпринимателей, которые могут привести к негативным социальным и экономическим последствиям.
В зависимости от конкретной ситуации государство может выступать в качестве:
- тормоза развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
- постороннего наблюдателя, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
- ускорителя предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.
Рассмотрим основные функции государства как ускорителя предпринимательского процесса:
1) Образовательная функция состоит в профессиональной подготовке профессиональных кадров.
Так, например, в США с 1980 г. используется эффективная форма стимулирования и поддержки формирующихся предпринимательских структур – создание так называемых инкубаторов. В 1995 г. в США действовало 350 таких инкубаторов.
Инкубаторы – это центры помощи начинающим предпринимателям. Они предоставляют создающимся фирмам доступные по цене помещения, оказывают по низким ценам услуги по помощи в управлении, ведении бухгалтерского учета