Тема 4. Условия развития предпринимательской деятельности

1. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательства.

2. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности.

1. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательства.

Как отмечалось ранее, для формирования и эффективного функционирования предпринимательства необходимы определенные условия.

1) В первую очередь – экономические ресурсы.

Экономические условия предпринимательства – это:

§ предложение товаров и услуг и спрос на них;

§ избыток или недостаточность рабочих мест в обществе, влияющие на уровень заработной платы и уровень благосостояния населения в целом;

§ уровень и доступность денежных ресурсов для инвестирования капиталов, к которым готовы обратиться потенциальные предприниматели, и которые готовы предоставить кредитные учреждения.

Благоприятность экономических условий предпринимательства зависит от множества разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка:

§ банки, оказывающие различного рода финансовые услуги;

§ поставщики, поставляющие сырье, материалы, топливо, энергию, оборудование и инструменты;

§ оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;

§ специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;

§ агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы;

§ учебные заведения, подготавливающие рабочие кадры;

§ прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и т.п.;

§ средства связи и передачи информации.

2) Социальные условия предпринимательства:

§ прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары и услуги, отвечающие определенным вкусам, моде, сложившимся традициям;

§ нравственные, религиозные нормы, социокультурная среда. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ и стиль жизни потребителей и посредством этого – определенный спрос на товары и услуги;

§ уровень социальной защиты населения, который влияет на отношение работников к величине заработной платы, условиям труда, предлагаемым предпринимателями.

3) Правовые условия:

§ наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих благоприятные/неблагоприятные условия ее развития;

§ налоговое законодательство, определяющее условия налогообложения предпринимателей;

§ система региональных центров поддержки предпринимательства и т.д.

2. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности.

Государство является основным регулятором предпринимательской деятельности, формируя и регулируя вышеперечисленные условия. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности обусловлена следующими основными причинами (по Ф. Котлеру):

§ необходимостью защитить фирмы друг от друга за счет принятия законов, запрещающих недобросовестную конкуренцию;

§ необходимостью защиты потребителей от недобросовестной деловой практики – некачественной продукции и услуг, ложные рекламные обещания, отсутствие полной информации на упаковке и т. д.;

§ необходимостью защиты общества в целом от действий предпринимателей, которые могут привести к негативным социальным и экономическим последствиям.

В зависимости от конкретной ситуации государство может выступать в качестве:

- тормоза развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

- постороннего наблюдателя, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

- ускорителя предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

Рассмотрим основные функции государства как ускорителя предпринимательского процесса:

1) Образовательная функция состоит в профессиональной подготовке профессиональных кадров.

Так, например, в США с 1980 г. используется эффективная форма стимулирования и поддержки формирующихся предпринимательских структур – создание так называемых инкубаторов. В 1995 г. в США действовало 350 таких инкубаторов.

Инкубаторы – это центры помощи начинающим предпринимателям. Они предоставляют создающимся фирмам доступные по цене помещения, оказывают по низким ценам услуги по помощи в управлении, ведении бухгалтерского учета



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: