Технологии развития творческого потенциала личности

Лекция 7.

Вопрос 3. Риски и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Вместе с тем, педагоги усматривают рядпроблем (нерешённых задач) в использовании ИКТ:

1. Мультимедийные и гипертекстовые технологии поощряют поверхностное скольжение по информационному потоку, при котором учащимся не постигается сама фактура знания, не происходит проникновения в сущность явлений и законов. Возможно, интерактивное чтение служит эффективным средством погружения в контекст разнообразной информации, но не средством всестороннего ее анализа.

2. Заложенная в ИКТ тенденция к многовариантности любой информации граничит с опасной формой релятивизма (ученик привыкает думать, что «все на свете относительно», эту относительность он переносит с научных концепций на моральные ценности).

3. Информация при использовании ИКТ усваивается фрагментарно, не обнаруживая причинно-следственные связи между разными объектами и элементами изучаемой системы.

4. Предлагаемая ИКТ огромная скорость перехода от одной информации к другой противоречит природным возможностям логико-диалектической обработки этой информации человеком.

5. Задачи развития межличностного общения, межкультурного диалога и творческого самовыражения остаются за рамками применяемых информационно-коммуникативных технологий.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте достоинства и недостатки новых информационных (компьютерных) технологий обучения.

2. Как вы представляете себе дальнейшее направление развития и применения компьютерных технологий в школе?

3. На Западе популярна идея «электронного коттеджа, когда человек с помощью информационных технологий, сможет получать все услуги, в том числе образовательные, не выходя из дома. Как, по-вашему, это отразится на качестве образования?

Вопросы:

1. Творческие способности личности и условия их развития в целостном образовательном процессе.

2. Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской).

3. Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков).

4. Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов). Коллективное творческое дело (КТД), его отличительные признаки, разновидности, этапы реализации.

Понятийный апарат: эвристическое обучение ● мозговая атака ● коллективное творческое дело

Литература к вопросу 1:

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7 (с. 163–167).

Цыркун И.И., Карпович Е.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству. Минск, 2006. С. 72–75.

Литература к вопросу 2:

Березовин Н.А., Жук О.Л., Цырельчук Н.А. Дидактика: история, теория, технология. В 2 ч. Минск, 2003. Ч. 1. Гл. 3 (§ 3.9).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. IX (§ 9.4).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М., 2000.

https://www.eidos.ru/

https://www.khutorskoy.ru/

Гринкевич В.В. Педагогические технологии в современном лицее // Народная асвета. 2005. № 7, 8, 11.

Якубель Г.I. Эýрыстычнае навучанне на ýроках бiялогii i геаграфii ý старэйшых класах // Адукацыя i выхаванне. 2002. № 5.

Литература к вопросу 3:

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 2. Гл. XII (§ 12.4).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7.

Волков И.П. Учим творчеству: опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. М., 1988.

Литература к вопросу 4:

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 22 (§ 7).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 2. Гл. XV (§ 15.3).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7 (с.).

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011 (с. 211–216).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: