Эвристическое обучение (ЭО), в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный уровень проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО Хуторской Андрей Викторович определяет следующим образом.
|
Как свидетельствуют результаты научных исследований А.В. Хуторского, В.И. Андреева, В.Н. Соколова, В.В. Гринкевича и других авторов, развитие личности учащегося наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (духовных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной.
|
|
Внутренние (духовные) продукты:
· идеи;
· догадки;
· художественные образы;
· разного рода символы;
· аргументы и доказательства;
· выводы и обобщения;
· гипотезы и версии;
· новые уровни межличностных отношений;
· новые мотивы, установки, жизненные цели;
· новые представления о своих способностях и т.п.
Внутренние образовательные продукты материализуются во внешних ученических продуктах, к которым относятся:
· литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение);
· произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, картина, художественная фотография, поделка из природных материалов, песня, танец, инсценировка);
· произведения технического творчества (чертеж, макет, действующая модель какого-либо устройства);
· результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия);
· дидактические и автодидактические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.).
Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной. Деятельность ученика по их созданию носит частично-поисковый характер: в эвристическом обучении ученик, как правило, не совершает полного цикла исследовательских действий, часть информации задана изначально и усваивается репродуктивно.
Важно помнить: творческий образовательный продукт – не ремесленническая поделка, в его основе должна лежать «выношенная» учеником идея, догадка, гипотеза, образ, вывод, аргумент, обладающая субъективной (для самого автора) или объективной (для окружающих) новизной.
|
|
Технология эвристического обучения по А.В. Хуторскому включает следующие стадии:
1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области.
2. Фиксирование учащимися фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы. Каждый ученик составляет в схематической, рисуночной, знаково-символической, тезисной или иной форме содержательный образ или концепт темы.
3. Выстраивание личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ученик вырабатывает личное отношение к данной образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам.
4. Планирование каждым учеником индивидуальной учебной деятельности. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора собственного образования: формулирует цель, прогнозирует итоговые эвристические продукты и формы их презентации, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
5. Одновременная реализация индивидуальных образовательных программ учеников и коллективной образовательной программы.
6. Демонстрация (защита) творческих образовательных продуктов учеников и их коллективное обсуждение, в ходе которого ученики осваивают один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии с индивидуальной программой.
7. Рефлексивно-оценочная стадия. Выявляются индивидуальные продукты, фиксируются усвоенные способы деятельности. Каждый ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.
Вопрос 3. Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков).
Волков Игорь Павлович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, учитель черчения и рисования из г. Реутов Московской области. Разработал технологию творческого развивающего обучения (иначе: «Школа творчества»).
Цель технологии: выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.
Концептуальные идеи:
1. Обучение по двум равноценным магистральным направлениям:
а) изучение единой для всех базовой программы;
б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления – в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему.
При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт(изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.).
2. Блочно-параллельная структура учебного материала.
3. Выявление, учет и развитие творческих способностей (творческие книжки и дневники).
Возрастные этапы технологии:
Начальные классы: обучение первоначальным навыкам самостоятельной и творческой работы по 20–25 видам работ (рисование, черчение, резьба и инкрустация по дереву, макеты, модели, лепка, папье-маше, изделия из соломки, перспектива, механика, сочинение сказок и др.). С этой целью проводятся «уроки творчества», игровые формы творческой деятельности. Младшие школьники знакомятся с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей, делают первые в своей жизни педагогические пробы. У школьников формируется коллективно-оценочное отношение к своим продуктам творчества, продуктам товарищей.
|
|
Средние классы: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество.
Старшие классы: выполнение творческих проектов исследовательской и социальной направленности; создание литературных, художественных и музыкальных произведений.
Результаты творчества оцениваются: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.
Важнейшие педагогические изобретения И.П. Волкова – творческие комнаты и творческие книжки.
Творческие комнаты – особая форма внеклассной работы учащихся. В школе И.П. Волкова есть различные творческие комнаты: физическая, химическая, биологическая, для изготовления недействующих изделий (макетов, скульптур), для изготовления действующих изделий, литературная и художественная студии. В каждой творческой комнате идет свой оригинальный процесс обучения, который создает учитель. Например, в литературной творческой комнате ученики, независимо от возраста, обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической – проводят исследования, опыты; в технической – овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках, а также конструирования, изобретательства.
Творческая книжка школьника –документ, в котором отмечаются все самостоятельные творческие работы, выполненные учащимся сверх учебной программы. Там же дается характеристика качеств личности, проявившихся в той или иной деятельности. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и служит своеобразным приложением к аттестату за курс школы. На основании этой книжки можно с большой точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности в ней.
|
|
Вопрос 4. Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов). Коллективное творческое дело (КТД), его отличительные признаки, разновидности, этапы реализации.
Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.
Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.
Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).
Цель технологии: воспитать социально активную творческую личность, способную внести вклад в построение правового демократического общества.
Концептуальные идеи:
а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;
б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;
в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;
г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);
д) диалог всех возникающих точек зрения;
е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;
ж) социально полезная направленность деятельности;
з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;
и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким (в соответствии с принципом перспективных линий, открытым А.С. Макаренко).
Основная форма организации воспитания в технологии И.П. Иванова – коллективное творческое дело.
|
Суть КТД – в социальном творчестве детей и взрослых. Это, по сути, органическое продолжение идеи Н.К. Крупской о главной задаче детского движения – улучшать окружающую жизнь и думать, как это сделать.
Основу КТД составляет совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Чаще всего КТД связаны с какими-либо общественными событиями или событиями из жизни коллектива школы, класса. Как правило, КТД предполагают более или менее длительную подготовку и приобретают характер традиции школы (класса).
Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.
Алгоритм организации и проведения КТД:
Стадия КТД | Какие вопросы решаются? | Формы и методы деятельности коллектива |
1. Предвари-тельная работа педагога | С какой целью? Что лучше сделать? Для чего и с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? | «Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия: - товарищеская беседа, - рассказ-размышление, - убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный. |
2. Коллективное планирование | Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим? | - Сбор-старт (обсуждение, предложений, анализ задач, совместное размышление); - разведка дел; - мозговой штурм; - открытая дискуссия; - деловая игра; - побуждение (ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях. |
3. Подготовка дела | Как развивать положительные качества воспитанников? Как преодолеть их отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить воспитанников преодолевать трудности? | - Увлечение добрым сюрпризом; - помощь товарищеским советом; - оказание доверия; - товарищеское требование; - подготовка проекта по «секрету»; - товарищеский контроль; - товарищеское обсуждение; - увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой; - уточнение проекта КТД; - товарищеское поощрение от имени коллектива; - традиции коллективной работы. Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию. |
4. Проведение дела | Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительных положений? | Формы проведения КТД: - «операции»; - эстафеты; - конкурсы; - смотры; - диспуты; - соревнования и т.д. Задача взрослых – вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное – спокойствие, выдержка, мажор. |
5. Подведение итогов | Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | Сборы-«огоньки»: - товарищеский разбор; - гласное обсуждение; - анализ и самоанализ; - рефлексия; - похвала; - поддержка; - деловой спор; - награда; - контроль; - требование; - товарищеская критика; - порицание. Взрослые должны помочь воспитанникам выяснить причины, породившие успех или неудачу. |
6. Ближайшее последействие | Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить воспитанников реализовывать собственные решения? Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? | - Радостная перспектива; - творческие группы; - расстановка сил; - доверие; - изменение режима; - чередующиеся творческие поручения; - преемственность в делах; - взаимопомощь; - товарищеское приучение. Педагоги по-товарищески помогают в выполнении решений, принятых общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел. |
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Понятия о технологии и творчестве во многом противоположны. Почему же мы говорим о «технологии развития творческого потенциала личности»? За счет чего преодолевается данное противоречие в технологии эвристического обучения, ТРИЗ, в опыте И.П. Волкова, И.П. Иванова?
2. Согласны ли вы с утверждением В.А. Сухомлинского о том, что творчество доступно лишь тому, у кого сформирована прочная гражданская, нравственная позиция? Постарайтесь раскрыть психологический механизм взаимосвязи творческой деятельности и моральной сферы личности (на примере учащегося или педагога).
3. Какую «творческую комнату» вы хотели бы основать, придя работать учителем в школу? Какими воспитательными возможностями обладает эта форма учебно-воспитательной работы?
4. Разработайте сценарий подготовки и проведения КТД любой направленности – общественно-политического, трудового, познавательного, экологического, художественного, спортивного, досугового.