double arrow

Вопрос 2. Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской)

4

Эвристическое обучение (ЭО), в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный уровень проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО Хуторской Андрей Викторович определяет следующим образом.

Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю)–педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (духовных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.  


Как свидетельствуют результаты научных исследований А.В. Хуторского, В.И. Андреева, В.Н. Соколова, В.В. Гринкевича и других авторов, развитие личности учащегося наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (духовных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной.

Внутренние (духовные) продукты:

· идеи;

· догадки;




· художественные образы;

· разного рода символы;

· аргументы и доказательства;

· выводы и обобщения;

· гипотезы и версии;

· новые уровни межличностных отношений;

· новые мотивы, установки, жизненные цели;

· новые представления о своих способностях и т.п.

Внутренние образовательные продукты материализуются во внешних ученических продуктах, к которым относятся:

· литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение);

· произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, картина, художественная фотография, поделка из природных материалов, песня, танец, инсценировка);

· произведения технического творчества (чертеж, макет, действующая модель какого-либо устройства);

· результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия);

· дидактические и автодидактические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.).

Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной. Деятельность ученика по их созданию носит частично-поисковый характер: в эвристическом обучении ученик, как правило, не совершает полного цикла исследовательских действий, часть информации задана изначально и усваивается репродуктивно.

Важно помнить: творческий образовательный продукт – не ремесленническая поделка, в его основе должна лежать «выношенная» учеником идея, догадка, гипотеза, образ, вывод, аргумент, обладающая субъективной (для самого автора) или объективной (для окружающих) новизной.



Технология эвристического обучения по А.В. Хуторскому включает следующие стадии:

1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области.

2. Фиксирование учащимися фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы. Каждый ученик составляет в схематической, рисуночной, знаково-символической, тезисной или иной форме содержательный образ или концепт темы.

3. Выстраивание личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ученик вырабатывает личное отношение к данной образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам.

4. Планирование каждым учеником индивидуальной учебной деятельности. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора собственного образования: формулирует цель, прогнозирует итоговые эвристические продукты и формы их презентации, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.



5. Одновременная реализация индивидуальных образовательных программ учеников и коллективной образовательной программы.

6. Демонстрация (защита) творческих образовательных продуктов учеников и их коллективное обсуждение, в ходе которого ученики осваивают один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии с индивидуальной программой.

7. Рефлексивно-оценочная стадия. Выявляются индивидуальные продукты, фиксируются усвоенные способы деятельности. Каждый ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.

Вопрос 3. Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков).

Волков Игорь Павловичроссийский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, учитель черчения и рисования из г. Ре­утов Московской области. Разработал технологию творческого развивающего обучения (иначе: «Школа творчества»).

Цель технологии:выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Концептуальные идеи:

1. Обучение по двум равноценным магистральным направлениям:

а) изучение единой для всех базовой програм­мы;

б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления – в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему.

При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт(изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.).

2. Блочно-параллельная структура учебного материала.

3. Выявление, учет и развитие творческих способностей (твор­ческие книжки и дневники).

Возрастные этапы технологии:

Начальные классы: обучение первоначальным навыкам самостоятельной и творческой работы по 20–25 видам работ (рисование, черчение, резьба и инкрустация по дереву, макеты, модели, лепка, папье-маше, изделия из соломки, перспектива, механика, сочинение сказок и др.). С этой целью проводятся «уроки творчества», игровые формы творческой деятельности. Младшие школьники знакомятся с произведениями искусства, техническими устрой­ствами, эталонами отношений людей, делают первые в своей жизни педагогические пробы. У школьников формируется коллективно-оценочное отношение к своим продуктам творчества, продуктам товарищей.

Средние классы: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделиро­вание, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество.

Старшие классы: выполнение творческих проектов исследовательской и социальной направленности; создание литературных, художественных и музыкальных произведений.

Результаты творчества оцениваются: похвала за любую инициативу; публика­ция работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение зва­ний.

Важнейшие педагогические изобретения И.П. Волкова – творческие комнаты и творческие книжки.

Творческие комнаты – особая форма внеклассной работы учащихся. В школе И.П. Волкова есть различные творческие комнаты: физическая, химическая, биологическая, для изготовления недействующих изделий (макетов, скульптур), для изготовления действующих изделий, литературная и художественная студии. В каждой творческой комнате идет свой оригинальный процесс обучения, который создает учитель. Например, в литера­турной творческой комнате ученики, независимо от воз­раста, обучаются правилам написания литератур­ных произведений разных жанров; в биологической – проводят исследования, опыты; в технической – овладевают профессиональными навыками работы инст­рументами и на станках, а также конструи­рования, изобретательства.

Творческая книжка школьника–доку­мент, в котором отмечаются все самостоятельные творческие работы, выполненные учащимся сверх учебной программы. Там же дается характеристика качеств личности, проявившихся в той или иной деятельности. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и служит своеобразным приложением к аттестату за курс школы. На основании этой книжки можно с большой точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности в ней.


Вопрос 4. Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов). Коллективное творческое дело (КТД), его отличительные признаки, разновидности, этапы реализации.

Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.

Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.

Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).

Цель технологии: воспитать социально активную творческую личность, способную внести вклад в построение правового демократи­ческого общества.

Концептуальные идеи:

а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;

б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;

в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;

г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);

д) диалог всех возникающих точек зрения;

е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;

ж) социально полезная направленность деятельности;

з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способно­сти личности;

и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким (в соответствии с принципом перспективных линий, открытым А.С. Макаренко).

Основная форма организации воспитания в технологии И.П. Иванова – коллективное творческое дело.

 
 
Коллективное творческое дело (КТД)–особая форма организации воспитания, направленная на заботу об окружающих людях, улучшение окружающей жизни и заключающаяся в совместном социальном творчестве воспитанников и взрослых на всех этапах (выбор дела, планирование, организация, проведение, подведение итогов).


Суть КТД – в социальном творчестве детей и взрослых. Это, по сути, органическое продолжение идеи Н.К. Крупской о главной задаче детского движения – улучшать окружающую жизнь и думать, как это сделать.

Основу КТД составляет совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального про­дукта. Чаще всего КТД связаны с какими-либо общественными событиями или событиями из жизни коллектива школы, класса. Как правило, КТД предполагают более или менее длительную подготовку и приобретают характер традиции школы (класса).

Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.

Алгоритм организации и проведения КТД:

Стадия КТД Какие вопросы решаются? Формы и методы деятельности коллектива
1. Предвари-тельная работа педагога С какой целью? Что лучше сделать? Для чего и с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? «Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия: - товарищеская беседа, - рассказ-размышление, - убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.
2. Коллективное планирование Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим? - Сбор-старт (обсуждение, предложений, анализ задач, совместное размышление); - разведка дел; - мозговой штурм; - открытая дискуссия; - деловая игра; - побуждение (ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях.
3. Подготовка дела Как развивать положительные качества воспитанников? Как преодолеть их отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить воспитанников преодолевать трудности? - Увлечение добрым сюрпризом; - помощь товарищеским советом; - оказание доверия; - товарищеское требование; - подготовка проекта по «секрету»; - товарищеский контроль; - товарищеское обсуждение; - увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой; - уточнение проекта КТД; - товарищеское поощрение от имени коллектива; - традиции коллективной работы. Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию.  
4. Проведение дела Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительных положений? Формы проведения КТД: - «операции»; - эстафеты; - конкурсы; - смотры; - диспуты; - соревнования и т.д. Задача взрослых – вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное – спокойствие, выдержка, мажор.
5. Подведение итогов Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? Сборы-«огоньки»: - товарищеский разбор; - гласное обсуждение; - анализ и самоанализ; - рефлексия; - похвала; - поддержка; - деловой спор; - награда; - контроль; - требование; - товарищеская критика; - порицание. Взрослые должны помочь воспитанникам выяснить причины, породившие успех или неудачу.
6. Ближайшее последействие Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить воспитанников реализовывать собственные решения? Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Радостная перспектива; - творческие группы; - расстановка сил; - доверие; - изменение режима; - чередующиеся творческие поручения; - преемственность в делах; - взаимопомощь; - товарищеское приучение. Педагоги по-товарищески помогают в выполнении решений, принятых общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Понятия о технологии и творчестве во многом противоположны. Почему же мы говорим о «технологии развития творческого потенциала личности»? За счет чего преодолевается данное противоречие в технологии эвристического обучения, ТРИЗ, в опыте И.П. Волкова, И.П. Иванова?

2. Согласны ли вы с утверждением В.А. Сухомлинского о том, что творчество доступно лишь тому, у кого сформирована прочная гражданская, нравственная позиция? Постарайтесь раскрыть психологический механизм взаимосвязи творческой деятельности и моральной сферы личности (на примере учащегося или педагога).

3. Какую «творческую комнату» вы хотели бы основать, придя работать учителем в школу? Какими воспитательными возможностями обладает эта форма учебно-воспитательной работы?

4. Разработайте сценарий подготовки и проведения КТД любой направленности – общественно-политического, трудового, познавательного, экологического, художественного, спортивного, досугового.



4




Сейчас читают про: