И интерпретация
Решения
Модели принятия решений.
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решения.
![]() |
Организационный
Модель «организационно ограниченной рациональности»
(удовлетворенность
организации)
Уровень принятия
Политическая модель
(индивидуальная
максимизация)
Индивидуальный
«Я» Восприятие «МЫ»
Рисунок 1 – Модели принятия решений в организации
Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Такой подход требует:
- всесторонней оценки проблемы,
- изнурительного поиска альтернатив,
- тщательного подбора данных,
- их углубленного анализа.
Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно, на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности предполагает, что менеджер в своем желании быль рациональным зависит от индивидуальных факторов: возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность.
Характерные особенности модели:
- Определение проблемы при этом происходит упрощенным образом.
- Поиск альтернативы осуществляется в известных для менеджера и организации областях (по крайней мере в начале процесса).
- Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров в краткосрочные.
- Обмен информации точен только отчасти и во многом отражает индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений.
- Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта.
- Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора.
- Люди преследуют цели удовлетворительности, а не максимизации. Удовлетворительность трактуется как достаточно хороший курс с минимумом усилий со стороны работников.
Политическая модель обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы.
Характерные особенности:
- Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей.
- Обмен информацией носит спорадический характер.
- Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают скорее как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу.
- Решение становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики отдельных участников процесса.







