Тема 13. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности (основы финансового права) 2009

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности (основы финансового права) 2009

13.1. Финансовое право (общая характеристика бюджетного, налогового права)

Финансовое право – это самостоятельную отрасль российского права, которая имеет свои предмет и метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. С помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, а методом финансового права являются властные предписания, предполагающие неравенство субъектов правоотношений. Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития. Финансово-правовые нормы носят государственно-императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Большинство норм финансового права имеют обязывающий характер.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные (например, ставки налогообложения) и процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).

Система финансового права состоит из общей части и особенной части. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства, где определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования. Среди них можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Понятие бюджетного права. Составной частью финансового права является бюджетное право, поскольку центральное место в финансовой системе занимает бюджет. Бюджет* – это денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных ресурсов. В процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства. Таким путем создаются государственные доходы — Российской Федерации и ее субъектов. Распоряжаются этими доходами соответственно уполномоченные государственные и муниципальные органы в соответствии с их бюджетами — основными финансовыми планами росписью доходов и расходов. В материальном отношении бюджет является централизованным фондом денежных средств.

Бюджетное право содержит материальные нормы и процессуальные нормы. Материальные нормы устанавливают структуру бюджетной системы России: перечень бюджетных доходов и расходов; распределение их между различными бюджетами; права участников бюджетных отношений. Процессуальные нормы регламентируют весь бюджетный процесс**, а именно: порядок образования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов.

Бюджетный кодекс (БК)[40] определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, нормами права совокупность всех видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Элементами этой системы являются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; местные бюджеты (поселков, районов городов). В рамках бюджетной системы применяют понятие консолидированного бюджета,*** т. е. сводного бюджета всех уровней на территории, используемый лишь для аналитических целей и другие понятия, например, субсидия,* субвенция,** дотация.***

Налоговое право является частью финансового права. Вместе с тем оно имеет специфические признаки, обусловленные особенностями регулируемых налоговых отношений. Налоговое право — система финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и внебюджетные целевые фонды. Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения в области налогообложения. Он характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) норм в целях формирования государственного бюджета.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Данный перечень является исчерпывающим. Налоговое правоотношение состоит из трех элементов: субъект, объект и содержание.

Субъекты налоговых правоотношений: государственные налоговые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты), сборщики налогов — органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов, а также контроль их уплаты; финансовые органы.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение: обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения рассматривается через права и обязанности его субъектов.

Налоговое право подразделяется на общую и особенную части. Общая часть налогового права распространяется на все виды налогов и включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения. Первая часть НК РФ систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения в стране. Нормы НК РФ устанавливают систему налогов, взимаемых в бюджет; определяют основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения; регулируют права и обязанности участников налогов отношений; закрепляют формы и методы налогового контроля; устанавливают ответственность в налоговой сфере. В особенную часть налогового права включаются нормы, регулирующие порядок и условия взимания отдельных налогов и сборов. Вторая часть НК РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г., отражает порядок и условия взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога (взноса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: