Тема 1 Значение и задачи комплексного экономического анализа

1. Сущность, содержание, последовательность комплексного экономического анализа в системе управления.

2. Структура бизнес-плана и роль комплексного анализа в разработке основных плановых показателей.

Вопрос 1. Сущность, содержание, последовательность комплексного экономического анализа в системе управления.

Экономический анализ систематизированная совокупность способов, методов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении отдельного субъекта хозяйствования.

Предмет деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на получение максимальной прибыли, обеспечение сбалансированности доходов и расходов, изучаемая комплексно, с целью объективной оценки ее эффективности и выявления резервов по улучшению ее эффективности и обеспечения установленных темпов экономического развития.

КЭА может относится к разным объектам исследования:

· структурные подразделения предприятия

· центры затрат

· центры ответственности

· отдельные стороны хозяйственной деятельности

· хозяйствующий субъект

Основные черты КЭА:

1) Полнота и всесторонность, которая заключается в необходимости изучения всех сторон хозяйственной деятельности.

2) Использование единой цели, позволяющей объединить отдельные направления анализа, показателей и факторы производства в единую систему.

3) Системность, которая проявляется в определенной логической последовательности рассматриваемых показателей хозяйственной деятельности.

При проведении комплексного системного анализа выделяют следующие этапы:

а) Объект исследования представляется как система, для которой определяются цели и условия функционирования.

б) Отбор системных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность.

в) Составляется общая схема системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, составляется общая блок-схема анализа.

Блок-схема КЭА

Блок 1 Анализ организационно-технического

уровня, природных и социальных

условий производства

Блок 7 Анализ объемов и Блок 2 Анализ основных средств Блок 6 Анализ затрат

структуры авансируемого Блок 3 Анализ предметов труда на производство

капитала Блок 4 Анализ рабочей силы и себестоимость

продукции

Блок 5 Анализ объемов произведенной

и реализованнойпродукции Блок 8 Анализ

прибыли и

рентабельности

Блок 9 Анализ оборачиваемости

капитала Блок 10 Анализ рентабельности активов

Блок 11 Анализ платежеспособности

и финансового состояния

I. Блок 1 – основой всех экономических показателей является организационно-технический уровень производства, поскольку качество использованной техники и технологий, концентрация, специализация, комбинированность производства и уровень организации производства и управления определяют условия производства, которые влияют на все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.

II. Блоки 2,3,4 представляют факторы или элементы процесса производства. Условия производства определяют необходимое количество элементов производства, а так же степень и интенсивность их использования. Эффективность использования ресурсов проявляется:

а) в объеме и качестве произведенной продукции Блок 5

б) в величине потребленных или затраченных ресурсов Блок 6

в) в величине примененных ресурсов, т.е. авансированных для хозяйственной деятельности организации и основных средств Блок 7.

III. Сопоставление объемов производства и себестоимости продукции определяет показатели прибыли и рентабельности.

IV. Сопоставление показателей, характеризующих объем производства и продаж Блок 5 и величины авансируемого капитала Блок 7, характеризует воспроизводство и оборачиваемость всего капитала.

V. Сопоставление показателей прибыли и оборачиваемости капитала характеризует уровень рентабельности активов

VI. От выполнения плана по прибыли и вцелом всего финансового плана рентабельности активов зависит финансовое состояние и платежеспособность предприятия.

г) Знание факторов производства, их взаимосвязь, умение определять их влияние на показатели другого блока позволяет воздействовать на эти показатели. На данном этапе определяются основные взаимосвязи и факторы, дающие количественную характеристику этих взаимосвязей.

д) На основании информации, полученной на предыдущих этапах строится модель системы, включающая данные конкретного предприятия. В результате чего получают параметры функционирования системы в конкретном числовом выражении.

е) Работа с моделью. Объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление результатов, для повышения эффективности производства.

Вопрос 2. Структура бизнес-плана и роль комплексного анализа в разработке основных плановых показателей.

Роль КЭА при составлении бизнес-плана следует рассматривать в 2 аспектах:

1) ЭА предшествует бизнес планированию, создавая объективную основу для разработки его разделов;

2) ЭА используется для выбора вариантов принятия управленческих решений при наличии альтернатив.

Основные разделы бизнес-плана и задача их аналитической проработки

Разделы бизнес-плана Содержание Задачи КЭА
1) Товар Описание, характеристики, отличия от товаров конкурентов, прогноз цены и затрат Оценка потребительских свойств, анализ товаров в конкурентной среде, анализ цен и затрат на производство
2) Рынок сбыта Рыночная конъюнктура, потенциальные потребители Анализ положительных дел в отрасли, темпов роста, продаж
3) Конкуренция Описание потенциальных конкурентов Сравнительная оценка показателей деятельности конкурентов
4) План маркетинга Ценовая, товарная политика, каналы движения Анализ изменения цен, эффективности мероприятий по продвижению товаров
5) План производства Описание производственного процесса, поставок сырья, материалов, комплектующих, оборудования, затрат на производство Анализ потребляемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), эффективности использованных ресурсов, затрат на производство, себестоимости продукции
6) Организационный план Организация структуры управления, распределение обязанностей, источники привлечения рабочей силы, величина заработной платы Анализ эффективности управления, ритмичности производства, выявление внутренних резервов, улучшение организации производства
7) Юридический план Форма собственности, правовой статус, основные юридические документы, регулирующие деятельность предприятия Анализ экономико-правовой формы и экономическое обоснование формы собственности
8) Оценка риска и страхование Описание слабых сторон предприятия, меры профилактики и страхование рисков Анализ рисков по причинам и источникам их возникновения, выбора инвестиционных решений
9) Финансовый план Прогноз объема продаж, баланс денежных доходов и расходов, сводный баланс активов и пассивов Финансовый анализ деятельности предприятия (анализ доходов и расходов, анализ финансового состояния, определение безубыточности)
10) Стратегия финансирования Величина и источники поступления денежных средств, обоснование получения средств, получение доходов Анализ средств по источникам, анализ платежеспособности, сроков окупаемости вложений

Тема 2 Анализ и управление объемом производства и продаж

Лекция №1 Анализ объема продаж

1. Задачи, направление и информационная база анализа.

2. Показатели, характеризующие производственную деятельность предприятия.

3. Анализ объема продаж.

4. Анализ риска невостребованной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: