Вопрос 1. Задачи, направление и информационная база анализа производства и продаж.
Цель анализа производства и реализации заключается в нахождении возможных путей увеличения объема производства и продаж по сравнению с конкурентами, расширения доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и, в конечном итоге, увеличение прибыли.
Задача КЭА заключается в анализе конкурентных позиций предприятия, его способности гибко маневрировать ресурсами при изменении рыночной конъюнктуры.
Направления:
1. Оценка степени выполнения производственной программы и плана продаж;
2. Изучение динамики объема производства и продаж;
3. Оценка выполнения договоров
4. Оценка влияния факторов на объем производства и продаж;
5. Выявление резервов, возможного увеличения объема производства и продаж;
6. Разработка предложений по использованию выявленных резервов.
Информационная база анализа:
1. Бух баланс и отчет о прибылях и убытках;
2. Данные статистической отчетности:
|
|
а) форма №1 – производство «Основные сведения о деятельности предприятия»
б) форма №1 – натура «Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции»
в) форма 1 РП – срочная «Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги»
3. Данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по 40, 43, 45, 90 счетам.
Производственная деятельность предприятия характеризуется следующими основными категориями продукции:
1. Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, которая включает готовую продукцию, произведенную в данном периоде, полуфабрикаты, инструменты, приспособления, выполненные работы + изменения остатков незавершенного производства.
2. Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации на сторону, она отличается от валовой продукции тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрипроизводственный оборот (стоимость полуфабрикатов, передаваемых внутри предприятия).
3. Реализованная продукция – это фактически проданная продукция.
Для оценки производственной деятельности используются следующие коэффициенты:
I. Коэффициент внутрипроизводственного оборота, который характеризует длительность производственного цикла:
Валовая продукция
К внутрипроизводственного оборота = * 100%
Внутрипроизводственный оборот
Чем меньше коэффициент, тем короче цикл.
II. Коэффициент товарности, который характеризует долю товарной продукции в общем объеме валовой продукции:
Товарная продукция
|
|
К товарности =
Валовая продукция
Если коэффициент равен единице, у предприятия отсутствуют полуфабрикаты для реализации на сторону, разница в остатках незавершенного производства на начало и конец периода постоянна.
III. Коэффициент готовности, который используется для анализа состава готовой продукции:
Готовая продукция
К готовности =
Товарная продукция
Если наблюдается снижение значения коэффициента, это означает, что потребителей стали интересовать полуфабрикаты и условия побочной деятельности, нежели готовая продукция. Необходимо менять структуру производства, снимать продукцию с производства.
IV. Коэффициент реализации, который характеризует рыночную активность предприятия:
Реализованная продукция
К реализации =
Товарная продукция
Если коэффициент стремится к 1, то производственные и сбытовые службы работают в тесном контакте.
Все вышеуказанные коэффициенты определяются как вцелом по предприятию, так и по его структурным подразделениям, причем более важна их значимость для анализа эффективности деятельности в структурных подразделениях.
Вопрос 3. Анализ объема продаж.
Значение объема реализации заключается в следующем:
1) Только в процессе реализации продукт получает общественное признание;
2) Реализация означает получение предприятием денежных средств, которые необходимы ему для осуществления хозяйственной деятельности и оплаты налогов и различных платежей.
Основные направления:
1. Анализ выполнения плана по отгрузке
2. Изучение динамики реализации
3. Анализ выполнения экспортных поставок
4. Исследование влияния факторов на объем реализации
5. Анализ рисков невостребованной продукции