Структура международных экономических отношений

Сформировавшееся из национальных экономик мировое хозяйство имеет определенные меж­дународные экономические отношения, которые можно рассматривать по следующим направлениям:

1) международная торговля товарами и услугами;

2) международные кредитные отношения;

3) международное движение инвестиций;

4) международная гуманитарная и техническая помощь

Международная торговля товарами и услугами. Главное место в распределении внешнеторгового оборота России занимают страны дальнего зарубежья. В этих странах реализуется подавляющая часть товарной массы. В эту группу стран Россия вывозит 80-90 % продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, древесины и изделий из нее, черных и цветных металлов.

Основными потребителями этих товаров являются Германия, США, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Япония. Российский экспорт в эти страны на 4/5 состоит из энергоносителей, сырья мате­риалов.

В структуре российского экспорта неоправданно низкая доля приходится на машины, оборудование, транспортные средства.

В структуре импорта России из стран дальнего зарубежья главное место занимают машины и оборудование, при этом значение этих стран в удовлетворении потребностей России в этой продукции возрастает. Второе место по стоимостному объему в структуре российского импорта из стран дальнего зарубежья занимает продовольствие. Закупки важнейших товаров по импорту Россия осуществляет главным образом из стран дальнего зарубежья: машины и оборудование, продовольствие, медикаменты, одежду, мебель.

В географическом распределении российского экспорта и импорта товаров преобладают страны дальнего зарубежья Эти страны закупают 4/5 всего экспорта российских энергоносителей минерального происхождения, сырья, материалов

В то же время они более чем на 4/5 удовлетворяют импортные потребности России в продовольствии, машинах и оборудовании, продукции нефтехимии.

Страны Центральной и Восточной Европы (бывшие европейские страны - члены СЭВ, страны, образовавшиеся в результате распада Югославии - Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, страны, оставшиеся под названием Югославия - Сербия и Черногория, страны Балтии) занимают особое место во внешнеэкономических связях Рос сии, что объясняется их территориальной близостью, продолжительностью экономического сотрудничества. Россия (бывший СССР) оказала сильное влияние на формирование структуры их экономики и внешней торговли. В 1994 г. Россия экспортировала в страны Центральной и Восточной Европы энергоносителей свыше 17%, машин и оборудования 14% от всего экспорта соответствующих товаров.

Важнейшими партнерами России из числа стран Центральной и Восточной Европы являются Венгрия, Литва, Польша, Чехия.

Внешняя торговля России со странами ближнего зарубежья характеризуется увеличением задолженности этих стран.

Подавляющая масса товарооборота России со странами СНГ приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан.

В экспорте около 88 процентов, в импорте - 85 процентов. Незначительный удельный вес экспорт и импорта России приходится в товарообороте с Азербайджаном, Грузией, Киргизией

В структуре Российского экспорта в страны СНГ преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, а в структуре импорта из этих стран основной объем занимают продовольствие и машины.

Международные кредитные отношения. Международные кредитные отношения - совокупность экономических отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают резиденты различных стран. Заемщиками или кредиторами могут выступать государство, местные органы государства, юридические лица.

Различают следующие виды кредитов:

финансовый;

товарный;

инвестиционный.

Кредиты привлекаются под государственную гарантию и под гарантии юридических лиц.

В России вопрос о привлечении иностранных кредитов решается в следующей последовательности:

- по представлению правительства РФ ежегодно утверждается в форме федерального закона предельный размер государственных внешних заимствований на текущий финансовый год;

- Министерство финансов готовит предложения о целесообразности привлечения иностранных кредитов, проводит пере­говоры с иностранными кредиторами с привлечением специалистов Минэкономразвития;

- межправительственные соглашения по вопросам привлечения иностранных кредитов подписываются, как правило, министром финансов;

- по предложениям Минэкономразвития и Министерства финансов правительством РФ принимаются решения об источниках погашения получаемых кредитов;

- функции оперативного контроля за соответствием заключаемых в счет кредитов контрактов правительство возлагает на Минэкономразвития.

Письма руководителей предприятий и организаций, руководителей администраций регионов и субъектов РФ в правительство с просьбой о включении того или иного проекта в кредитную линию под правительственные гарантии проходят согласование во всех заинтересованных министерствах.

Последовательность использования иностранных кредитов следующая:

- принимается постановление правительства РФ о закупках товаров или инвестиционного оборудования в счет иностранных кредитов. В постановлении указывается заказчик, конкретные объемы закупки товаров, условия привлечения кредитных ресурсов;

- в постановлении имеется пункт о контроле со стороны Минэкономразвития за коммерческими, валютно-финансовыми и ценовыми условиями заключаемых контрактов, Минэкономразвития готовит соответствующий приказ;

- в части товарных кредитов Минэкономразвития определяет закупающие внешнеэкономические специализированные организации, которые координируют с МВЭС свою работу в рамках определенной кредитной линии;

- российская фирма, согласовавшая свою просьбу с заинтересованными министерствами о включении своего проекта в кредитную линию под правительственные гарантии согласовывает контракт (подписанный или неподписанный с иностранными партнерами) с Минэкономразвития, где рассматривается контракт и расчет цены.

Министерство финансов принимает контракт, согласованный с Минэкономразвития к финансированию.

Иностранные кредиты, предоставляемые под гарантии правительства, часто имеют связанный характер, т.е. выделяются под закупку конкретных товаров в конкретной стране.

Можно привлекать кредиты иностранных банков и иностранных компаний. При этом кредитор при принятии решения о предоставлении кредита руководствуется следующим принципами:

длительная кредитная история;

деловая репутация;

четко планируемый денежный поток;

гарантии и дополнительное обеспечение;

достаточно высокая доля собственного капитала.

Международное движение инвестиций. Капитал - средства, полученные путем займов (выданные заемщикам), а также путем продажи реальных или финансовых активов (используемые для покупки реальных или финансовых активов).

Инвестиции - все виды имущественных, интеллектуальных, финансовых ценностей, вкладываемые инвесторами во все виды предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли.

Движение инвестиций (инвестиционного капитала) осуществляется в Россию и из России на основе межправительственных соглашений и самостоятельно юридическими лицами.

Юридические лица РФ могут самостоятельно привлекать иностранный инвестиционный капитал или инвестировать свой за рубежом.

В отличие от кредиторов инвесторы руководствуются более гибкими критериями выбора и более обеспокоены гарантиями возврата средств, а будущим успехом инвестированного проекта.

Международная гуманитарная и техническая помощь.

(пример гуманитарной помощи в 1 квартале 1995г)

Наиболее крупными поставщиками в Россию гуманитарной и технической помощи за этот период являются следующие страны:

Германия 25,9% Эстония 2,7%

Нидерланды 10,3% Литва 2,2%

Финляндия 9,8% Польша 1,9%

Турция 8,8% Италия 1,6%

Белоруссия 7,1% Австрия 1,5%

США 6,6% Япония 1,1%

Словакия 5,7% Швейцария 1,0%

Украина 4,5% Прочие страны 6,8%

Болгария 3,3%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: