Модульное программирование. Пользовательские функции.
Все современные языки программирования реализуют (Aлгол, Basic, Фортран, PL/1, Pascal, C, С++, Delphi, и др.) принцип модульного программирования, согласно которому проект (задача, программа) разбивается на логически завершённые части, которые оформляются по определённым правилам. Их чаще всего называют подпрограммами. Во многих языках используются два вида подпрограмм: процедуры и функции (Pascal), которые отличались правилами их оформления и вызова.
В языке С/С++ нет деления подпрограмм на функции и процедуры ( как это сделано в Pascal), здесь можно составлять и использовать только функции. Они могут быть как самостоятельными, не включёнными в класс, так и членами класса (в этом случае их называют методами). Но по аналогии с другими языками, функции можно разделить на два вида: функции не возвращающие значение (типа void) и возвращающие значение.
Функция типа void аналогична процедуре Pascal (procedure), а функция с возвращаемым с помощью return единственным значением похожа на функцию Pascal (function).
|
|
Замечание. В языке С/С++ функции не могут быть вложенными, т.е. невозможно определить (описать) одну функцию внутри другой.
Описать пользовательские функции можно несколькими способами.
1 способ.
1) Перед функцией void main() записываем прототип (заголовок) функции.
Формат прототипа функции:
[static или extern] <тип_результата> <имя-функции> (<описание формальных параметров>);
где [static или extern]- необязательный параметр указывающий область видимости функции;
<тип_результата> - для функций не возвращающих значение всегда равен void, для функций возвращающих значение указывается соответствующий тип (int, char, short, long, float, double, long double и т.д.);
<имя-функции> - в соответствии с правиламизаписи идентификаторов.
<описание формальных параметров> - описание всех аргументов функции с указанием их типа. Пользовательская функция может не иметь параметров, в этом случае в функцию ничего не передается, а круглые скобки остаются пустыми.
Например,
int print_num(i,j);
void LINE1();
void LINE2(int Len, int y, char ch);
Замечание. При описании прототипа функции всегда в конце указывается символ «;».
2) После функции void main() (в конце программы)приводится описание объявленной функции по следующему формату:
<тип_результата> <имя-функции> (<описание формальных параметров>)
{
<тело функции>;
//return <значение>;
}
где return <значение>; указывается лишь для функций, которые возвращают значение, если функция ничего не возвращает, то return <значение>; не указывается.
3) В теле функции осуществляется вызов описанной функции.
Например. Дважды вывести строку из 40 звездочек, затем вывести на экран запрашиваемый символ в заданной строке.
|
|
#include <iostream.h>
#include <conio.h>
void LINE1(); // Прототип (заголовок) функции
void LINE2(int Len, int y, char ch);
void main()
{
cout<<"Тестирование функции: \n Первая строка ";
LINE1(); // Вызов функции.
cout<<"Вторая строка";
LINE1();
LINE2 (20, 5, '*');//20 звездочек в 5 строке
int LEN, Y;
char Ch;
cout<<"Введите количество символов и номер строки ";
cin>>LEN>>Y;
cout<<"Введите символ ";
cin>>Ch;
LINE2(LEN, Y, C);//LEN символов Ch в строке Y
getch()
} // Конец функции main()
// Повторяем заголовок функции без символа “;” в конце
void LINE1()
{
int i;
cout<<”\n”;
for (i=1; i<=40; i++) cout<<'*';
cout<<”\n”;
}
//описание второй функции
void LINE2(int Len, int y, char ch)
{ gotoxy(1,y);
for (int i=1; i<=Len; i++)
cout<<ch;
cout<<”\n”;
}
2 способ.
1) Перед функцией void main () описываем пользовательскую функцию.
Формат описания функции:
[static или extern] <тип_результата> <имя-функции> (<описание формальных параметров>)
{
<тело функции>;
//return <значение>;
}
2) В теле функции осуществляется вызов описанной функции (см. лабораторные работы).