double arrow

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целен и целен ор1антации.

Отступление: один из первых приемов - метод кнута и пряника: далее – попытки использования психологии в управлении (труды Тейлора. Гилберта, Мэйо).

В настоящее время теории мотивации разделяются на содержательные (основаны на представлении внутренних побуждений или потребностей людей) и процессуальные (основаны на поведении людей с учетом их восприятия и по­знания). Потребности можно классифицировать как первичные (физиологические и врожденные – нища, еда и др.) и вторичные (психологические – потребность в успехе, уважении, принадлежности к чему-то власти).

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетво­рению, то при управлении персоналом должны создаваться такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворять свои потребности. При этом поведение людей, работающих в организациях, фирмах должно приводить к достижению целей организации.

Одной из содержательных теорий, побуждающих людей к действию, является теория МАСЛОУ.

Иерархию потребностей но Маслоу можно представить:

- Физиологические – потребности, необходимые для выживания

- Безопасности и защищенности – защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность удовлетворения физиологических потребностей в будущем.

- Социальные – это чувство принадлежности к чему-либо, привязанность, поддержка.

- Уважение – это потребность в самоуважении, компетентности, признании.

- Самовыражение – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Прежде, чем потребность более высшего уровня, стала определяющей, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Процесс моти­вации поведения через потребности бесконечен.

Исходя из сказанного, руководители различных рангов должны дать под­чиненным возможность удовлетворить ею важнейшие потребности таким образом, чтобы способствовать достижению целей организации (а не только экономическими стимулами). Деньги же или другими словами заработная плата это наиболее очевидный способ, которым организация может вознаградить сотрудников. Теоретически должна существовать связь между тем, что и как вы делаете и сколько за это получаете. Полная компенсация за затраченные усилия, включая заработную плату, должна в разумной степени отражать вклад и эффективность каждого работника.

Другим основным фактором мотивации труда персонала в организациях является продвижение по службе. Эти основные традиционные факторы (оплату труда и продвижение по службе мы рассмотрим далее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: