Нетрадиционные способы мотивации
Средством мотивации могут служить не только деньги, но и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения.
Определенные результаты может дать использование патерналистской стратегии, дополненной патриотизмом, когда общую философию фирмы и воплощается во всех аспектах деятельности предприятия и работы с персоналом.
Традиционная схема структуры доходов работника может быть представлена следующим образом:
- Оплата по тарифным ставкам и окладам.
- Рыночный компонент. В нем отражаются результаты переговоров
работника и работодателя относительно оплаты за труд с учетом уровня спроса на
труд, предлагаемый работником.
- Доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда.
- Надбавки: за личный вклад в рост эффективности прибыли, за стабильно
высокое качество работ.
- Премии: за качественное и своевременное выполнение договоров и
отдельных этапов, за высокие достижения по итогам года.
- Социальные выплаты.
- Дивиденды доход по акциям предприятия, принадлежащим его
сотрудникам; зависит от вида ценных бумаг, доходов фирмы.
|
|
Одной из проблем работы с персоналом в организациях является управление профессиональной ориентацией и трудовой адаптацией. Ориентация и адаптация – это процессы, направленные на обеспечение работников необходимой информацией, навыками пониманием целей и задач предприятия. Новый человек, приходя в организацию, приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые мот вписаться или не вписаться в новые рамки.
Принципиальные цели профессиональной ориентации состоят в следующем:
• уменьшить стартовые издержки (достигнуть работнику общих стандартов исполнения работы);
• Снизить у работника озабоченность и неопределенность (боязнь провалов в работе);
• сократить текучесть рабочей силы;
• экономить время непосредственного руководителя и сотрудников по работе;
• развивать позитивное отношение к работе, реализм в ожиданиях и удовлетворенность в работе.
•
Существуют различные программы проведения ориентации в средних и крупных фирмах. Из малых предприятиях программа ориентирования проводится производственными менеджерами с включением иногда работников профсоюза. Программы могут быть различными, от неформальных устных, до формализованных устно – письменно – графических установок.
В ходе взаимодействия работников и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда (т. е. Происходит адаптация в коллективе). Эдгар Шейн определяет социальную адаптацию «как процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или её подразделениях».
|
|
Организации могут использовать как официальные так и неофициальные способы, чтобы ввести человека в своё общество.
Формально:
• информация о предприятии;
• обучение специальным трудовым навыкам;
• собеседования об эффективной работе.
Неофициальные:
• неписаные правила организации;
• указание реальной власти организации;
• шансы на продвижение и рост вознаграждения;
• нормы, отношения к работе, ценности, принятые в неформальных группах.
Адаптация персонала
Адаптация — процесс активного приспособления человека к новой среде. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходит интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды.
Основная психологическая цель адаптации - привести в соответствие личные знания, опыт и ценности работника с ценностями и традициями организации, обучить его взаимоотношениями в конкретной фирме. Адаптация протекает по формальным и неформальным каналам, и часто работник воспринимает противоположные взгляды и мнения. Поэтому проводить ее следует под непосредственным наблюдением руководителя или на основе должностной инструкции.
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа:
I Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки
наиболее эффективной программы адаптации.
II Ориентация практическое знакомство нового работника со своими
обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны
организации.
Общая программа ориентации:
• Общее представление о компании: цели, приоритеты
• Политика организации: принципы кадровой политики; принципы подбора
персонала
• Оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжировать работников;
оплата выходных
• Дополнительные льготы: страхование, учета стажа работы, выходные
пособия
• Охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой
медицинской помощи
• Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма
• Службы быта: организация питания
• Экономические факторы: стоимость рабочей силы, оборудования
Специальная программа:
• Функции подразделения: цели и приоритеты
• Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание текущей
работы и ожидаемых результатов
• Требуемая отчетность: виды помощи, которая может быть оказана
• Процедуры, правила, предписания
• Представление сотрудников подразделения
III Действенная адаптация
Этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
IV Функционирование.
Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
В течение жизни человеку часто приходится адаптироваться: смена места учебы, работы, рабочего места. При этом процесс адаптации двусторонний, т. е. взаимодействие: как новичок приспосабливается к новым трудовым и психологическим факторам, так и трудовая группа, руководство приспосабливается к новичку.
Выделяют два направления адаптации:
• первичная, т. е, приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускники учебных заведений);
• вторичная, т.е. приспособление работников, имеющих опыт профессиональной, деятельности (меняющих объект деятельности или профессиональную роль – при переходе в ранг руководителей).
|
|
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. Однако, кроме этого необходимо изучать опыт зарубежных фирм, которые оказывают также повышенное внимание первичной адаптации молодых работников.