Две формы обучения персонала организации
Два типа обучения
Основные требования к эффективному обучению
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Цель обучения – повышение мастерства и получение навыков, позволяющих поднять производительность труда.
Конечная цель обучения заключается в обеспечении организации достаточным количество людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.
Обучение требуется в трех основных случаях:
• когда человек поступает в организацию;
• когда происходит назначение на новую должность или поручается новая работа;
• когда проверка установил, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
• Для обучения нужна мотивация;
• Должен быть создан климат, благоприятствующий обучению;
• Процесс обучения сложным навыкам должен быть разбит на последовательные этапы;
• Необходима обратная связь по отношению к результату обучения (закрепление пройденного материала).
|
|
• сохраняющее, целью которого является усвоение фиксированных взглядов, методов и правил;
• инновационное, которое ориентировано на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях.
• На рабочем месте – более дешево, оперативно, облегчает вхождение в учебный процесс, обладает тесной связью с повседневной работой. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочею места (ротация) – направленное приобретение опыта, репетиторство и обсуждение, производственный инструктаж, использованиеработников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности.
• Обучение вне рабочего места – более эффективно, но нужны дополнительные финансовые затраты, отвлечение работника от его служебных обязанностей. Важнейшие методы обучения вне рабочего места – лекции, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, метод использования программного компьютерного обучения, проведения конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.
Помимо указанных двух форм обучения выделяется также:
• ученичество – комбинация обучения на рабочем месте, обучении вне его.
• предварительное обучение (обучение в обстановке, имитирующей рабочую, например тренажеры).
Оценка результатов деятельности персонала служит трем целям – информационной и мотивационной, административной.
Информационная функция.
Оценка результатов деятельности нужна, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При этом работник узнает:
|
|
• хорошо он работает или нет;
• узнает возможные направления совершенствования.
Мотивационная функция.
Оценка результатов – это важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может вознаградить благодарностью, заработной платой, или повышением в должности. Это подкрепляется поведением работника, высокой производительностью труда и в будущем, то есть мотивирует человека к хорошей работе.
Административная функция.
На основе оценки осуществляются понижения, повышения по службе, различные переводы, увольнения работников.