double arrow
II. Источники права ЕС и Европейских Сообществ

22-03-2008

I. Структура права ЕС и его юридическая природа

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

  1. Структура права ЕС и его юридическая природа.
  2. Источники права ЕС.
  3. Соотношение между правом ЕС, национальным правом государств-членов и МП.

В настоящее время ЕС в организационном плане основывается на трех опорах:

- Европейские сообщества.

- Совместная внешняя политика и политика безопасности.

- Сотрудничество правоохранительных органов и органов юстиции.

Деятельность Европейских Сообществ регулируется правом Европейских Сообществ, то есть правом, создаваемым руководящими органами Европейского Союза и Европейских Сообществ, в соответствии с процедурами, установленными учредительными договорами ЕС и Европейских Сообществ.

Деятельность ЕС в рамках второй и в большей степени третьей опор осуществляется на международно-правовом уровне путем принятия международно-правовых актов, в первую очередь, договоров и конвенций.

Сфера компетенции Европейских сообществ постоянно расширяется (все больше вопросов начинает решаться руководящими органами ЕС и Европейских Сообществ) в рамках первой опоры и части третьей опоры.

Существует проблема определения права Европейских Сообществ. Правовая природа права Европейских Сообществ является предметом доктринальных споров, т.к. в самих учредительных договорах она вообще никак не определяется. Высказываются следующие точки зрения[А2] :




1. Право Европейских Сообществ является по своей природе правом международной организации, то есть составной частью МП.[А3]

2. Право Европейских Сообществ является внутригосударственным правом вновь возникающего общеевропейского государства.[А4]

3. Точка зрения, сформулированная Судом Европейских Сообществ – Право Европейских Сообществ не является ни международным, ни национальным правом, а представляет собой самостоятельную систему права.

Поскольку документы ЕС не говорят, что такое ЕС, право ЕС и Европейских Сообществ, постольку эти вопросы должны решать сами Европейские Сообщества, толкуя документы ЕС и Европейских Сообществ, как это выражено в третьей точки зрения (Суд Европейских Сообществ.

Право ЕС – право европейских сообществ и международного права, регулирующее вопросы экономической социальной и политической интеграции государств-членов ЕС и деятельность его руководящих органов. Нормы права ЕС имеют прямое действие на всей территории ЕС и имеют большую силу, чем нормы национального права.



Право Европейских сообществ – нормативные акты, издаваемые комиссией, советом и парламентом – это ни часть национального права, ни нормы международного права (1964 – дело Коста против Энель; 27 декабря 1973 – КС Италии). Основные черты права европейских сообществ были сформулированы судьями, а не создателями.

Право европейских сообществ – составная часть права ЕС.

Европейское право – и нормы права Европейского союза и нормы права Совета Европы (точка зрения Марусина). Имеет ли Россия отношение к Европейскому праву? -

Источники права ЕС можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся акты, принятые государствами-членами в соответствии с нормами международного права. Ко вторичным – нормативные акты, принятые руководящими органами ЕС и европейских сообществ в соответствии с учредительными договорами и собственными актами о процедуре. Может быть и третичное право – другие договоры, которые заключает ЕС с другими государствами.

Акты первичного права принимаются государствами-членами ЕС в соответствии с обычными нормами, регулирующими порядок заключения международных договоров. Порядок внесения изменений в учредительные договоры ЕС и европейских сообществ описан в ст. 48 Договора о ЕС. В соответствии с этой статьей предложения о внесении изменений в учредительные договоры вправе вносить правительство любого из государств-участников, европейский парламент или комиссия. Данные предложения вносятся в Европейский совет и при этом о них должны быть уведомлены парламенты государств-участников. Европейский совет рассматривает внесенные предложения об изменениях в учредительные договоры и в случае их одобрения простым большинством созывает специальный конвент, в который входят представители парламенты государств-членов, представители правительств государств-членов, представители Европейского парламента и европейской комиссии. Конвент рассматривает внесенные предложения и должен принять решение консенсусом о внесении данных предложений на рассмотрение специальной межправительственной конференции. На данной конференции государства-участники принимают решения о заключении соответствующего договора вносящего поправки в действующие учредительные договоры и передает эти поправки в национальные парламенты государств участников для ратификации. При внесении изменений в учредительные договоры ЕС и европейских сообществ Европейский совет может принять решение о том, что созыв конвента не обязателен и передать предложенные поправки непосредственно на рассмотрение межправительственной конференции. Данные изменения в учредительные договоры вступают в силу после их ратификации всеми государствами членами. Как предусмотрено в п. 5 ст. 48, если через 2 года после подписания договора, содержащего поправки в учредительные договоры ЕС и европейских сообществ он был ратифицирован 4/5 государств участников, но в одном или нескольких государствах-членах встретился с трудностями, то вопрос передается европейскому совету.

Источники вторичного права ЕС и европейских сообществ перечислены в статье 249 Договора, учреждающего европейское сообщество (договора о функционировании ЕС). Такими источниками являются регламенты, директивы, решения, рекомендации и мнения. Конституция предусматривала переименование регламентов в законы ЕС, а директив – в рамочные законы ЕС. В соответствии с положениями Лиссабонского договора 2007 года ныне действующие названия - регламенты и директивы – сохраняются.

Регламент – нормативный акт, содержащий правила поведения для государств членов, их органов, частных физических и юридических лиц на территории государств участников он имеет прямое действие на территории всех государств-членов и для вступления в силу не нуждается в специальных актах законодательных актах законодательных государств-членов.

Директива – также как и регламент обладает обязательной силой, но адресована лишь государствам. В ней определяются задачи, которые должны быть достигнуты государствами в установленный в директиве срок, но способы достижения этой цели и необходимые для этого нормативные акты государства принимают самостоятельно. В решении по делу Франковича Суд Европейских Сообществ постановил, что частные лица, потерпевшие ущерб от невыполнения каким-либо государством членом директивы Европейских сообществ имеют право требовать компенсации от этого государства.

Решение – также носит обязательный характер, но они носят правоприменительный, а не правоустанавливающий характер они могут быть адресованы частным лицам и государствам.

Рекомендации и мнения не носят обязательного характера. В них формулируется позиции руководящих органов ЕС по различным вопросам, относящимся к его ведению.

Процесс принятия нормативных актов вторичного права ЕС описан в ст. 251 и 252 Договора, учреждающего Европейское сообщество (договора о функционировании ЕС). Порядок, описанный в ст. 251, именуется в Лиссабонском договоре обычной законодательной процедурой. Правом законодательной инициативы, то есть подготовкой проекта нормативного акта ЕС обладает только комиссия. Подготовленный ею проект комиссия представляет в европейский парламент и в совет. Европейский парламент проводит первое чтение по этому проекту и сообщает свое мнение совету. Если совет одобряет поправки, внесенные европейским парламентом в проект подготовленной комиссией, то акт считается принятым. Если поправки не приняты, то совет определяет собственную общую позицию по данному законопроекту и сообщает ее Европейскому парламенту. Если Европейский парламент одобряет общую позицию совета или в течение 3х месяцев не принимает решения по данному законопроекту, то он считается одобренным в формулировках, одобренных советом. Если Европейский парламент не соглашается с позицией совета, то он может:

  1. абсолютным большинством от списочного состава отвергнуть данный законопроект и в это случае он принят не будет;
  2. принять поправки к общей позиции совета и направить их в совет.

Если в течение 3х месяцев Совет квалифицированным большинством одобрит поправки европейского парламента, то проект считается принятым. Если Совет не одобряет поправки европейского парламента, то председатели совета и европейского парламента в течение 6 недель (после принятия советом решения о непринятии поправок) собирают согласительную комиссию из равного числа представителе европейского парламента и совета. Если согласительной комиссии в течение 6 недель удастся выработать общий текст, одобренный в течение следующих 6 недель советом и европейским парламентом, то акт считается принятым. В случае, если это сделать в указанный срок не удается, акт считается непринятым. Сроки в три месяца и 6 недель могут быть продлены на 1 месяц или 2 недели по инициативе европейского парламента или совета.

В праве ЕС – правом законодательной инициативы пользуется только Комиссия.

В ст. 252 установлена другая процедура принятия нормативных актов. Основные отличия о процедуры, описанной в ст. 251 состоят в том, что Европейский парламент лишен возможности наложить вето на принятие данного законопроекта. В соответствии со ст. 252 законопроект может быть принят и без учета возражений европейского парламента лишь по согласию Комиссии и Совета. В соответствии с Лиссабонским Договором 2007 года ст. 252 из договора о функционировании ЕС вычеркивается.

Нормативные акты ЕС и Европейских сообществ подписываются председателем Совета и председателем Европейского Парламента и публикуются в официальном органе Европейского союза (Официальном журнале ЕС, издаваемом на языках государств членов). Они вступают в силу либо в день, указанный в самом нормативном акте, либо, если это не сделано – на 20й день после его опубликования. Договор о функционировании ЕС предусматривает возможность передачи полномочий по изданию нормативных актов Комиссией ЕС.

Соотношение между право ЕС и национальным правом государств-членов, а также между правом ЕС и международным правом

Вопрос о соотношении между правом европейских сообществ и правом ЕС и правом государств-членов первоначально не был решен в учредительных договорах ЕС, Этот вопрос получил свое разрешение в решениях суда европейских сообществ по конкретным делам. Среди них особенно важное значение имеет решение 1964 года по делу Фламиниа Коста против ENEL (энергетический монополист в Италии). В этих решениях суд в обоснование тезиса о примате права европейских сообществ над правом государств-членов сослался на то, что достижение целей европейских сообществ требует, чтобы нормы права европейских сообществ применялись одновременно и единообразно на всей территории сообществ и чтобы государства-члены не могли чинить этому никаких препятствий. Позднее, позиция суда европейских сообществ была поддержана решениями национальных судов.

Применительно к международно-правовым обязательствам государств-членов нормы права ЕС подразделяются на следующие группы:

- нормы права ЕС, регулирующие отношения между государствами-участниками имеют большую силу, чем международно-правовые договоры, заключенные между государствами-участниками по вопросам, относящимся к компетенции европейских сообществ. Международные договоры, заключенные государствами-участниками с третьими государствами также подразделяются на 2 группы. К первой группе относятся соглашения, заключенные после вступления данного государства в ЕС. Положения этих договоров не должны противоречить нормам права ЕС. В том случае, если заключенный до вступления данного государства в Европейский Союз международный договор противоречит праву ЕС, он не считается утратившим силу для данного государства, однако, данное государство в случае необходимости с помощью других государств-участников должно постараться убедить своего контрагента прекратить подобный договор.






Сейчас читают про: