double arrow
Характеристика ЕС

01-03-08

I. Цели и основные принципы деятельности ЕС и Европейских Сообществ

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

I. Цели и основные принципы деятельности ЕС и Европейских Сообществ

II. Территория и население Европейского Союза. Членство в ЕС

III. Статус Европейского Союза и Европейских Сообществ в международном праве и праве государств-членов. Привилегии и иммунитеты Европейских Сообществ.

По ныне действующему Договору о ЕС перед ним стоят следующие цели:

  1. содействовать устойчивому и сбалансированному экономическому и социальному прогрессу государств-членов путем создания единого пространства без внутренних границ, усиления экономической и социальной интеграции, учреждения экономического и валютного союза.
  2. Утвердить свое самостоятельное положение на международной арене путем осуществления общей внешней политики и политики безопасности, которая со временем может перерасти в единую оборонную политику и совместную внешнюю политику.
  3. усиливать защиту прав и интересов жителей государств-членов путем введения гражданства ЕС.
  4. развивать тесное сотрудничество в сферах юстиции и внутренних дел.
  5. полностью сохранить все достижения европейской интеграции и развивать их дальше с учетом новых сфер сотрудничества и кооперации.

ПО договору, учреждающему европейское сообщество его задачей является содействие сбалансированному и устойчивому экономическому развитию, высокому уровню занятости и социальной защиты, устойчивому и безинфляционному росту, повышению жизненного уровня и качества жизни путем создания общего рынка и экономического и валютного союза.




Цели Европейского Сообщества – сугубо экономические J

Цели ЕС – значительно шире, оборонная политика, юстиция и внутренние дела.

В соответствии с редакцией ст. 2 Договора о ЕС, предусмотренной Лиссабонским Договором целью ЕС является укрепление мира и благосостояния его народа. ЕС предлагает своим гражданам пространство свободы, безопасности и справедливости, в котором гарантировано свободное передвижение лиц с учетом необходимых мер для обеспечения внешнего пограничного контроля и предотвращение и пресечения уголовных преступлений.

В политической сфере задачей Союза является установление единого пространства свободы, безопасности и справедливости без внутренних границ, в котором свобода передвижения сочетается с надежным контролем на внешних границах и мерами по контролю иммиграции и борьбы с преступностью.



В экономической сфере задачей Союза является создание общего рынка, достижение сбалансированного экономического роста и стабильности цен, полной занятости и высокого уровня социальной защиты, основанных на высоко конкурентной социальной рыночной экономике и экономическом и валютном союзе государств-членов, использующих единую валюту. Союз ставит также перед собой задачу укрепления социально экономических связей между членами, сохранения культурного наследия, охрану окружающей среды, борьбу за социальную справедливость и против дискриминации.

В международных отношениях Союза ставит перед собой задачу поддержания и распространения своих ценностей, а также защиту интересов своих граждан. Основываясь на нормах международного права и принципах Устава ООН Союз стремится содействовать подержанию мира, сбалансированному экономическому развитию, свободной торговле, ООС, борьбе с бедностью и защите прав человека, в особенности детей. ЕС сформулировал такие цели, которые свойственны сверхдержаве.

ЕС – это объединение европейских государств, стремящихся к политической и социально-экономической интеграции. Согласно ст. 1А Договора о Европейском Союзе Союз основывается на уважении человеческого достоинства, свободе, демократии, равенстве, верховенстве закона и уважении к правам человека, включая и права национальных меньшинств. Эти ценности признаются общими для государств-членов в общественном устройстве которых преобладают плюрализм, терпимость, справедливость, солидарность и равноправие мужчин и женщин.

Марусин: ЕС – либо особый вид международных организаций, либо особый вид субъектов международного права.

Юридическими основаниями деятельности ЕС являются Договор о Европейском Союзе и в настоящее время Договор учреждающий Европейское Сообщество, который в соответствии с Лиссабонским договором переименовывается в Договор о функционировании Европейского Союза. Кроме того сохраняет свою силу договор, учреждающий Европейское Общество по атомной энергии с учетом поправок, внесенных в него Лиссабонским договором 2007 года.

Основными направлениями деятельности ЕС являются:

А) проведение совместной экономической финансовой и социальной политики, а также регулирование общего рынка стран ЕС

Б) проведение совместной внешней политики и политики в вопросах безопасности

В) взаимодействие в вопросах юстиции и охраны правопорядка.

В настоящее время эти три направления именуются тремя опорами ЕС, при этом первой опорой, осуществляющей совместное проведение единой экономической политики, являются европейские сообщества.

Европейские сообщества являются частью ЕС. Европейские сообщества являются первой опорой ЕС, они отвечают за одно из направлений ЕС.

Лиссабонский договор предлагает ликвидировать европейские сообщества и опоры. Но само функционирование ЕС останется прежним.

Принципы, регулирующие деятельность ЕС можно подразделить на следующие группы:

  1. Принципы, регулирующие отношения Союза с государствами-членами

Отношения ЕС с государствами-членами основываются на следующем базовом принципе – Союз может действовать лишь в пределах своих полномочий, переданных ему по учредительным договорам; все иные полномочия сохраняются у государств-членов.

Вопрос суверенитета? – в учредительных договорах ЕС нет ни слова. Поэтому разница между ЕС и федерацией заключается именно в вопросе суверенитета. В ЕС суверенитет остается у государств, а не передается "федерации".

В своих действиях ЕС должен руководствоваться принципами субсидиарности и пропорциональности. В соответствии с принципом субсидиарности в сферах, не относящихся к исключительному ведению ЕС он вправе действовать только в том случае, если желаемая цель не может быть достигнута в результате действия центральных или местных органов власти государства-члена.

В соответствии с принципом пропорциональности меры, предпринимаемые ЕС не должны превышать меры для достижения установленных в учредительных договорах целей. Согласно ст. 2Б Договора о функционировании ЕС он имеет исключительную компетенцию в следующих сферах:

- таможенный союз

- установление правил о защите свободы конкуренции. Антимонопольное законодательство централизованно.

- охрана морских биологических ресурсов – определение квот на вылов рыбы. Квоты на вылов рыбы в странах ЕС определяются в Брюсселе.

- проведение совместной торговой политики – результат создания единой экономической границы.

- финансовая политика для государств, членов зоны ЕВРО.

Сферы совместной компетенции – согласно ст. 2С в сферу совместной компетенции ЕС и государств-членов входят:

  1. регулирование общего рынка
  2. социальная политика
  3. сельское хозяйство и рыболовство
  4. защита окружающее среды
  5. защита прав потребителей
  6. транспорт
  7. поддержание трансъевропейских сетей
  8. энергоснабжение
  9. поддержание правопорядка и обеспечения безопасности.

Кроме того, ЕС вправе наравне с государствами осуществлять необходимые меры в рамках общей политики в следующих сферах:

  • Оказание помощи развивающимся государствам, в том числе и гуманитарной помощи
  • Проведение научных исследований и разработок, в том числе и в космосе.
  • Здравоохранение
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Гражданская оборона
  • Взаимодействие административных органов.

В последнем перечне – ЕС может вмешаться в регулирование, но только с целью координирования законодательной деятельности государств, нет преобладающей силы ЕС. То есть в этих сферах ЕС действует на равных началах с государствами в регулировании этих вопросов.

В совместном ведении – нормативные акты вправе принимать и государства и ЕС, при этом акты ЕС имеют приоритет.

Амстердамский договор добавил в Договор о ЕС ст. 7 – согласно этой статье Совет в составе глав государств и правительств, действуя единогласно по предложению 1/3 государств-членов или комиссии с согласия Европейского Парламента вправе определить серьезное и постоянное нарушение принципов свободы, демократии, верховенства права, уважения к правам человека в каком-либо из государств-членов, предварительно выслушав объяснения правительства соответствующего государства. После такого решения Совет вправе квалифицированным большинством приостановить осуществление данным государством некоторых прав, вытекающих из членства в ЕС (например, получение субсидий). При этом все обязанности члена ЕС для данного государства сохраняются, при этом при принятии Советом такого решения голоса от данного государства не учитываются. Решения Европейского Парламента по данному вопросу должно принимать большинством в 2/3 голосов и большинством от списочного состава. При улучшении ситуации введенные санкции могут быть сняты.

Австрия, 2000 – применены санкции против Австрии.

  1. Принципы, регулирующие отношения Союза с гражданами Европейского Союза

Все граждане государств-членов ЕС автоматически являются гражданами ЕС. В своей деятельности согласно ст. 8 Договора о ЕС Союз должен соблюдать принцип равенства своих граждан, которые должны пользоваться равным вниманием со стороны институтов Союза. Согласно ст. 8А функционирование ЕС основывается на представительной демократии. Каждый гражданин имеет право участвовать в "демократической жизни" ЕС. Решения должны приниматься настолько открыто и настолько близко к гражданам, насколько это возможно. Ст. 8В обязывает институты, ведомства и агентства ЕС давать возможность гражданам и общественным организациям публично выражать свое мнение по вопросам, относящимся к ведению ЕС и поддерживать с ними открытый и регулярный диалог. Эта статья также дает право одному миллиону граждан ЕС, представляющих различные государства предложить комиссии ЕС разработать проект нормативного акта по вопросам, относящимся к ведению ЕС.

Также Лиссабонский договор предоставляет дополнительные права парламентам государств-членов. В частности, проекты нормативных актов ЕС должны направляться в парламенты государств-членов еще до их принятия с целью осуществления контроля за соблюдением принципа субсидиарности.

  1. Принципы, регулирующие отношения ЕС с государствами, не входящими в ЕС.

Применительно к отношениям с третьими государствами Лиссабонский договор особо выделяет сотрудничество с соседними государствами. Согласно ст. 7А ЕС должен установить с ними особые отношения для того, чтобы создать зону процветания и добрососедства, основанную на ценностях союза и характеризуемую тесными и мирными отношениями, основанными на сотрудничестве. Для этих целей с соседними странами дб заключены специальные договоры.






Сейчас читают про: