II. Территория и население ЕС

По общему правилу в состав территории ЕС входят территории государств-членов, расположенные в Европе. В состав территории ЕС также входят Канарские и Азорские острова, остров Мадейра и заморские департаменты Франции, а именно – Французская Гвиана, острова Реюнион, Гваделупа, Мартиника, Сен-Бартеллими и Сен-Мартен.

Вместе с тем, в отношении Аланских островов, Англо-Норманнских островов и острова Мэн (Великобритания) учредительный договор ЕС и право ЕС действуют с ограничениями, установленными договорами о присоединении Финляндии и Великобритании к ЕС и Европейским сообществам.

Неевропейские территории, находящиеся под суверенитетом государств-членов ЕС применительно к их отношениям с ЕС делятся на 2 группы:

- на территории, перечисленные в специальном приложении к Римскому договору 1957 года и имеющие статус ассоциированных членов ЕС (например, Гренландия – ассоциированный член);

- не указанные в этом приложении и имеющие статус иностранных государств (Фарерские острова – принадлежат Дании, но не считаются членами ЕС).

Гражданами ЕС автоматически являются все граждане государств-членов. Порядок приобретения и утраты гражданства определяется законодательством государств-членов. Институт гражданства ЕС был введен Маастрихтским договором 1992 года.

Граждане ЕС в дополнении к своим правам граждан соответствующих государств имеют также следующие права:

  1. свободно перемещаться по всей территории Союза и свободно выбирать свое место жительства с ограничениями, устанавливаемыми правом ЕС
  2. каждый гражданин ЕС, проживающий на территории других государств-членов имеет активное и пассивное избирательные права на выборах в муниципальные органы власти и в Европейский Парламент наравне с гражданами этого государства.
  3. каждый гражданин ЕС, оказавшийся в государстве, где отсутствует дипломатическое представительство его страны имеет право на дипломатическую и консульскую защиту представителей других государств-членов ЕС наравне с их собственными гражданами.
  4. гражданин ЕС независимо от своего места жительства имеет право обращаться в европейский парламент уполномоченному по правам человека и в Суд Европейских сообществ (Европейского Союза).

Помимо национального законодательства основные права и свободы граждан ЕС сформулированы в Хартии о фундаментальных правах ЕС от 7 декабря 2000 года, которая имеет равную силу с учредительными договорами. Кроме того, в соответствии с Лиссабонским договором ЕС как таковой должен присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Согласно ст. 6 Договора о ЕС в редакции 2007 года сформулированные в ней (Конвенции) права и права, вытекающие из конституционных традиций общих государствам-членам должны составлять общие принципы права ЕС.

Членство в ЕС[А1]

Процедура вступления в ЕС описана в ст. 49 договора о ЕС. В соответствии с ней членом ЕС может стать любое европейское государство. Оно направляет свою просьбу в Европейский Совет, который должен единогласно ее одобрить после консультаций с комиссией и получив согласие Европарламента. Решение Парламента должно быть принято большинством от списочного состава (а обычно решения принимаются большинством от кворума).

Условия вступления в ЕС урегулируются специальным договором между государствами-членами и вступающим государством. Этот договор должен быть ратифицирован государствами-членами (всеми).

Согласно ст.49 Договора о ЕС: членом ЕС может быть любое европейское государство.

В 1993 году государства-члены ЕС на заседании Совета ЕС на высшем уровне в г.Копенгагене (Дания) сформулировали т.н. «копенгагенские критерии» для кандидатов на вступление в ЕС. В соответствии с этими правилами:

  • Иметь развитую рыночную экономику
  • Их правовая и административная системы должны соответствовать правовым и административным системам государств-членов ЕС
  • Должна быть признана обязательность для данного государства всех НПА ЕС
  • Должны быть приняты обязательства государств-членов ЕС в рамках совместной внешней политики и политики безопасности

Эти критерии действуют и сейчас. Чтобы интеграция была эффективной, необходимо, чтобы государства были приблизительно на одном уровне (в том числе экономическом уровне). Критерии во многом носят оценочный характер. Первый и второй критерии позволяют оттягивать вступление в ЕС до бесконечности. Третий и четвертый носят достаточно определенный (ощутимый и осязаемый) характер, третий критерий требует адаптации своего законодательства (в течении нескольких лет) под НПА ЕС с 1957 года.

Процедура вступления новых членов в ЕС также описана в ст.49 в соответствии с ней государство-кандидат на вступление направляет свою просьбу в Европейский Совет, который после консультаций с Комиссией и одобрения Парламента должен её единогласно одобрить (Парламент должен принять решение большинством от списочного состава, но обычно такие решения принимаются большинством голосов кворума)

Условия вступления государства в ЕС также регулируются специальным договором между государствами-членами и вступающим государством, этот договор должен быть ратифицирован всеми государствами членами.

Что такое европейское государство? Каждая международная организация решает самостоятельно. Ни в одном НПА границы Европы не определены (между Европой и Азией морской границы нет).

Марусин: граница: Побережье Черного моря, кавказский хребет, берег Каспийского моря, далее по уральским горам... Турция и Казахстан имеют части и в Европе и в Азии. Неофициальная политическая граница Европы – западная граница России.

*Проблемы вступления в ЕС Хорватии, Сербии, Боснии-Герцеговины (по полит. Причинам), Македонии, Черногории, Албании, Молдовы (по соц.-эконом причинам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: