Внешнеторговый обмен и его причины
Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между государствами. Характер этого обмена определяется производственными отношениями в странах, участвующих в торговле.
Мировое хозяйство сформировалось в конце XIX в. Этому способствовал ряд условий:
1. Завершение географических открытий, исчезновение белых пятен с карты мира.
2. Закрепление всех территорий за каким-либо государством.
3. Развитие транспортной инфраструктуры.
4. Появление крупной машинной индустрии, что привело к значительному увеличению объемов выпуска продукции, появлению новых отраслей и видов производства. В процессе индустриализации резко возрастает спрос на различные виды сырья и материалов. Но поскольку запасы сырья ограничены, возникает необходимость получить сырье оттуда, где оно есть. Одновременно возникает необходимость поиска новых рынков сбыта.
Необходимость внешнеэкономической деятельности обусловлена следующими основными причинами:
1. Различия в обеспеченности природно-сырьевыми ресурсами (полезные ископаемые, драгоценные металлы, почвенный покров, вода, растительный и животный мир).В одних странах произрастают такие растения и добываются такие полезные ископаемые, которых нет в других.
2. Различия в географических (природно-климатических) условиях существования народов. В одних странах существуют такие условия, которых нет в других, что является главной причиной туризма.
3. Различия в историко-культурном наследии. В одних странах находятся такие памятники, которых нет в других, что является другой причиной туризма.
4. Различия в социально-экономическом развитии стран. Они приводят к разделению труда в международном масштабе. В одной стране производятся такие товары, которые не выпускаются в других.
5. Стремление людей к получению наибольшей прибыли. Прибыль от обмена товарами с иностранцами выше, чем от обмена на внутреннем рынке.
Основой внешнеэкономической деятельности являются:
1. Ресурсы всех видов (трудовые, материальные, финансовые, информационные).
2. Продукты производственной деятельности (рынок товаров и услуг).
3. Продукты и услуги интеллектуальной деятельности (рынок технологий, лицензий и ноу-хау).
4. Продукты историко-культурной деятельности.
5. Рекреационно-ландшафтные услуги.
6. Валютно-финансовые и кредитные отношения между странами.
Их можно разделить на положительно влияющие и отрицательно влияющие. При этом первых будет значительно больше.
Основные факторы, положительно влияющие:
1. Рост производительности труда (производительность труда – объем продукции, выпускаемой в единицу времени). В результате этого происходит существенное увеличение объема выпускаемой продукции, создаются благоприятные условия для ее экспорта.
2. Повышение комфортности жизни и качества проживания в развитых странах. Появляется необходимость в новых товарах и услугах. Показатели качества жизни: уровень доходов (ВВП на душу населения), продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования. Эти показатели составляют так называемый интегральный «индекс развития человеческого потенциала», определяемый ООН. В 2004 г. по индексу развития человеческого потенциала Россия занимала 57-е место в мире. Кроме того, можно рассматривать уровень заболеваемости, уровень медицинского обслуживания, степень комфортности проживания, обеспеченность продовольствием и т.д.
3. Появление новых отраслей и производств. Страна-новатор получает дополнительные возможности для экспорта. Кроме того, происходит изменение типов производств (переход от массового к серийному и мелкосерийному), что приводит к увеличению видового разнообразия товаров и ориентации на внешний рынок.
4. Рост неравномерности в научно-техническом развитии стран, неравномерности в уровне квалификации кадров и социально-культурном уровне развития трудовых ресурсов. Производство переносится туда, где трудовые ресурсы относительно дешевле.
5. Реализация международных мероприятий по обеспечению свободы торговли, снижению экспортных и импортных пошлин. Зарубежные предприниматели получают равные права с местными.
6. Развитие коммуникационных и транспортных систем. Сотовая и спутниковая связь, Интернет, авиатранспорт значительно облегчают процесс международной торговли.
7. Интеграция стран в союзы. Внутри союзов торговля значительно возрастает.
Факторы, отрицательно влияющие:
1. Дезинтеграция существующих союзов и возникновение государственных границ (СССР, Югославия, СЭВ). В результате этого разрушаются сложившиеся хозяйственные связи.
2. Внедрение государственной политики протекционизма по отношению к собственными товаропроизводителям. Это приводит к ограничению свободы торговли с зарубежными странами.
3. Резкие колебания курсов валют. Так, рост курса национальной валюты приводит к сокращению экспорта.
4. Экономические кризисы, приводящие к снижению уровня международной кооперации и специализации, переходу на замкнутое производство.
В целом, чем более развита страна, тем больше она вовлечена в международную интеграцию.