Высшие органы государственной власти

Конституция КНР в качестве важнейшего принципа избирательного права страны устанавливает принцип всеобщих выборов.

Избирательное право и избирательная система КНР

Согласно ст.34 «Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и избираться; исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону». В избирательные списки не включаются душевнобольные. Возрастной ценз существует только для кандидатов на пост Председателя КНР и его заместителей (45 лет).

Принцип равного избирательного права в Китае имеет свою специфику. Несмотря на установленное ст.4 «Закона КНР о выборах во ВСНП и местные СНП» правило: каждый избиратель имеет 1 голос, имеет место неравное представительство городского и сельского населения, военнослужащих и национальных меньшинств. Так, при выборах во ВСНП избирательная единица в сельской местности должна быть в 5 раз больше по числу избирателей, чем в городской. Тем самым обеспечивается руководящая роль рабочего класса.

Закон о выборах учитывает многонациональный характер населения КНР. При выборах во ВСНП даже самые малочисленные народности должны быть представлены хотя бы одним депутатом.

Особенностью формирования представительных органов власти в КНР является то, что прямыми выборами формируются лишь СНП низового звена (поселок, волость, уезд, города без районного деления, район в городе). Все вышестоящие СНП, вплоть до ВСНП избираются нижестоящими СНП. Т.е. имеет место сочетание прямых и непрямых выборов.

Голосование, как правило, тайное. Однако, на низовом уровне выборов допускается открытое голосование. На этом уровне выборов разрешено выдвижение альтернативных кандидатов.

Прямые выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки. При многостепенных выборах необходим кворум в собрании народных представителей. Кандидат считается избранным, если он получил больше половины голосов, как на прямых, так и на многостепенных выборах. Общее руководство выборами осуществляет Постоянный комитет ВСНП, на местах организацией выборов занимаются избиркомы, работающие на общественных началах.

Депутаты всех представительных органов в КНР имеет императивный мандат, поэтому они могут быть отозваны досрочно. В условиях ведущейся в КНР борьбы с бюрократизмом и коррупцией отзыв депутатов принял большие масштабы.

Всекитайское собрание народных представителей. Согласно ст.2 Конституции КНР – народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть через ВСНП и местные СНП различных ступеней, которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем. В силу отрицания принципа разделения власти в Китае провозглашается принцип верховенства и полновластия представительных органов – т.е. в качестве органов государственной власти рассматриваются только СНП различных ступеней.

По ст.57 Конституции высшим органом государственной власти в КНР является однопалатное ВСНП, правовой статус которого закрепляется Конституцией и Законом об организации ВСНП. Парламент КНР избирается на 5 лет СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и представителями армии. По численности – 3 тысячи депутатов – это самый большой парламент в мире. Он собирается на сессию 1 раз в год. Сессия длится 2 недели. Депутаты ВСНП не являются профессиональными парламентариями. В перерывах между сессиями они трудятся на своих рабочих местах. У ВСНП нет постоянного председателя и руководящего органа. На каждой сессии избирается президиум, члены которого поочередно председательствуют на заседаниях. ВСНП создает отраслевые постоянные комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты, рассматривают их на предмет соответствия Конституции, проверяют акты высших органов государственного управления и местных СНП на соответствие их Конституции и законам, рассматривают запросы, переданные президиумом ВСНП или ПК ВСНП, готовят доклады по ним, проводят расследование и изучение вопросов, относящихся к компетенции ВСНП и Постоянным Комитетом ВСНП. В отличие от президиума ВСНП, постоянные комитеты действуют не только в период сессии, а в течение всего созыва ВСНП, подчиняясь между сессиями ПК ВСНП.

В Парламенте КНР нет партийных фракций. От избирательных единиц (провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, вооруженных сил) образуются, так называемые, делегации, которые обладают правом законодательной инициативы, предварительно обсуждают выносимые на сессию вопросы, руководитель или представитель делегации выступает на сессии с изложением позиций делегации по законопроектам и другим вопросам.

Правом законодательной инициативы, кроме делегаций, наделены: Президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, отраслевые постоянные комиссии, Государственный совет, Центральный Военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, группы депутатов не менее 30 человек.

Конституция наделяет ВСНП значительными полномочиями: изменение Конституции, принятие законов, избрание и утверждение высших органов и должностных лиц государства и освобождение их от должности, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, планов социально-экономического развития, решение вопросов войны и мира, административно-территориальное устройство страны. Причем, перечень полномочий ВСНП – открытый, т.е. согласно ст. 62 Конституции ВСНП «осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти».

Особенностью государственного механизма КНР является существование двух законодательных органов ВСНП и Постоянного Комитета ВСНП, который избирается ВСНП из числа его депутатов в количестве около 150 членов. В период между сессиями ВСНП ПК осуществляет все основные функции ВСНП. Полномочия этого органа государственной власти подразделяются на собственные, осуществляемые и в период сессии ВСНП, а также полномочия осуществляемые лишь между сессиями ВСНП.

К собственным полномочиям ПК ВСНП относятся: толкование Конституции, законов, конституционный контроль, принятие частных законов, внесение изменений в законы, принятые ВСНП. ПК не может принимать поправки к Конституции, а также законы по вопросам, перечисленным в Конституции (гражданское и уголовное законодательство и другое). ПК осуществляет контроль за работой Государственного совета (правительства КНР), Верховного народного суда и прокуратуры, обладает правом отменять акты СНП всех звеньев.

К числу полномочий, осуществляемых ПК между сессиями ВСНП относятся следующие:

·внесение поправок в закон о государственном бюджете и в планы о социально-экономическом развитии;

·назначение и смещение министров по представлению Председателя Госсовета;

·принятие решения об объявлении войны, если КНР подвергнется агрессии и в случае выполнения международного договора о взаимной обороне от агрессии.

Кроме того, многие функции главы государства в КНР выполняются совместно ПК ВСНП и Председателем республики. К ним относятся: ратификация и денонсация международных договоров, назначение и отзыв дипломатических представителей КНР за рубежом. Согласно ст.67 Конституции КНР ПК ВСНП может выполнять и другие функции, возлагаемые на него ВСНП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: